Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

СВЯЩЕНСТВО

Все Таинства Церкви совершаются непосредственном участии священнослужителей. Поэтому само посвящение в Священство также является Таинством. Это совершается на Литургии при чтении особых молитв и возложении   рук архиерея на голову посвящаемого. Отсюда Таинство называете Хиротонией, то есть, с греческого, Рукоположением. Посвятив ставлен­ника (того, кто принимает священный сан), архиерей возглашает - «Аксиос!», на что хор и весь народ отвечают троекратным «Аксиос!» выражая свое согласие на посвящение достойного христианина.
Поставляемый получает благодать Святого Духа для служения  Церкви  Так обеспечивается преемство благодати, данной апостолам, и един­ство Церкви из века в век. Именно посредством священства в мире живет и действует одна и та же спасительная благодать Духа Святого, ниспосланная Воскресшим Христом в день Пятидесятницы.
При этом благодать в различной мере даруется диакону, пресвитеру и епископу. И при посвящении христианина соблюдается постепен­ность: невозможно взойти на высшую ступень, минуя низшую.
Священнослужители Православной Церкви действуют не от себя и не сами по себе, не «вместо» или »за» Христа, но их задача - свидетельствовать, что Господь и ныне открыт людям, доносить Его благодать до каждого верующего.

  
                                                                                                                       (часто задаваемые вопросы...)

                                                                                                                                   СВЯЩЕНСТВО

 1. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается Таинство Рукоположения?

 Это Таинство очень важно для христиан. Господь устроил на земле Свою Церковь, передав Своим учени­кам - апостолам - власть совершать Таинства, и тем спасать людей и созидать Церковь. Церковь должна пре­бывать на земле до последних дней мира, и всегда долж­но в ней быть апостольское преемство. Это благодатное полномочие и передается из поколения в поколение в Та­инстве Священства.

2. Церковная иерархия непосвященным людям кажется чрезвычайно сложной и запутанной. Столько различных чинов, градаций... Разъясните, пожалуйста, степени свя­щенства и их различии.

 Степеней священства три. Первая, высшая степень - это епископ; он является носителем благодати апосто­лов, продолжателем их дела на земле. Епископ возглав­ляет Церковь той или иной области. Он имеет право совершать все Таинства, и осуществлять всестороннее управление вверенной ему епархией. Помощники епи­скопа - пресвитеры, или священники (по гречески - иереи); они составляют вторую степень церковного свя­щенства. Так как епископ не может одновременно быть во всех многочисленных христианских общинах, то эти общины возглавляют священники. Они имеют право совершать все Таинства, кроме Таинства Священства. Все действия священников должны быть согласованы с епископом и благословлены им. Наконец, третья, низ­шая степень священства - это диаконы. Они не имеют права совершать Таинства, но являются помощниками при их совершении епископом или священниками; так­же диаконы выполняют разнообразные церковные по­слушания: проповеднические, воспитательные, имуще­ственные и др. Что касается чинов и градаций, то все они - те или иные названия принадлежащих к трем степеням священства христиан; названия эти зависят от должности, церковных наград, монашеского состо­яния и проч. Так, епископы, в зависимости от занимае­мых ими кафедр, могут именоваться еще и архиеписко­пами, и митрополитами; епископ, возглавляющий нашу Церковь - Патриарх. Священника могут удостоить зва­нием протоиерея, то есть старшего священника; мона­шествующие священники могут быть игуменами и ар­химандритами. Диаконы тоже имеют свои "наградные" наименования: это протодиакон и архидиакон. К сути священства эти чины и градации ничего не прибавля­ют, они обозначают лишь административное иерархи­ческое различие.

  3. Какова история этого Таинства? Каковы его истоки?

 Истоки этого Таинства коренятся в событии, произо­шедшем через десять дней после Вознесения Иисуса Хри­ста на небо. В Новом Завете мы читаем, что на собранных в Иерусалиме учеников Иисуса излилась с неба благо­дать Святого Духа, видимая в образе огненных языков. С тех пор этот духовный огонь и передается в Таинстве Священства. Благодать Святого Духа созидает Церковь и сообщается каждому христианину, когда он участву­ет в Таинствах Церкви.

 5. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то критерии, по которым решается, кто может стать священником?

Такие критерии есть, и они неизменны с I века. Эти критерии содержатся в Новом Завете. Пастырь должен быть сознательным, нравственным христианином, явля­ющимся образцом для своих ближних; он должен быть благоговейным, молитвенным, сострадательным, до­брым, нестяжательным, жертвенным, всегда готовым помочь всякому человеку. Необходимы для священника и педагогические способности. Есть и внешние факторы, которые должны быть соблюдены: священник, если он не монах, должен быть женат первым браком, на деви­це. Сегодня очень востребованы такие качества пасты­рей, как образованность, адекватность, нравственное и евангельское понимание времени, в котором нам судил жить Господь, принятие людей во всей их индивидуальности и сложности, а не схема­тичное отношение к человеку. В на­шей Церкви священнику необходимо закончить специа­лизированное учебное заведение - духовную академию или семинарию.

 6. Сейчас много молодых священников. Но ведь Иисус Христос вышел на проповедь в 30 лет. Не умаляет ли воз­раст силу благодати?

Действительно, канонические правила Церкви тре­буют, чтобы священник был не моложе 30 лет. Однако это правило не всегда соблюдалось в Русской Церкви. В синодальное время выпускники духовных академий рукополагались сразу, независимо от возраста; самое раннее рукоположение могло быть в 22-23 года. Сейчас есть священники и еще моложе; это объясняется ката­строфической нехваткой пастырей в условиях внеш­него возрождения Церкви, которое переживает наше Отечество. Силу благодати возраст нисколько не ума­ляет. Однако священство - не только совершение Таинств; священник - не бездушный "автомат" по раздаянию благодати. Чтобы быть настоящим Христовым пастырем, необходима личностная зрелость, опыт хри­стианской жизни. Этих качеств невозможно ожидать в молодом человеке. Но сейчас такое время - и пасты­ри, и паства вынуждены, так сказать, "параллельно" воспитываться в христианстве.

 •8.  Может ли священник еще где-то работать, не нарушая при этом Таинство Священства? 

Вполне может; именно так живут большинство пра­вославных священнослужителей в странах Европы и Америки. И у нас в России в советское время были тай­ные священники, работающие по светским специально­стям, и даже достигавшие в них значительных высот. В качестве примера можно назвать замечательного па­стыря - о. Глеба Каледу. Конечно, священник не мо­жет "кормиться" с греховных занятий. Например, в канонах Церкви есть прямое запрещение священни­кам заниматься ростовщичеством. Если же работа свя­щеннослужителя не связана с грехом и человеческими страстями, то Таинство Священства нисколько не по­пирается честным созидательным трудом и зарабаты­ванием себе на жизнь соответствующего материально­го обеспечения.

•9.  Я знаю, что в Церкви бывают такие случаи, когда свя­щенники лишаются своего сана. Оставляет ли их при этом дарованная благодать? 

Согласно православному учению о Церкви, благо­дать, получаемая в Таинстве Священства, принадлежит Христу. Она не является "собственностью" священнос­лужителя. Если Церковь убеждается, что священник не соответствует своему высокому положению и попира­ет заповеди Христовы, то она имеет право лишить не­достойного носителя сана благодати Божией, которой он не соответствует. Священник совершает пастырское служение не от себя лично, но исключительно от лица Церкви Христовой. Следовательно, если Церковь сама пресекает свое полномочие, данное этому священнику, то он и перестает им быть. Учение Римо-Католической Церкви иное; она считает, что благодать священства не­отъемлема от удостоенного ею человека. Поэтому в ка­толичестве возможно лишь запрещение в служении, но не лишение сана, как у нас в Православии.

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея