Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

Есть ли место танцу  в жизни православного христианина?

Часто люди пребывают в смущении от того, что не знают, как правильно относиться православному христианину к танцу.

Библия нигде не говорит, что танцы - это что-то запретное, но показывает много случаев, когда танец выражал различные состояния. Давайте рассмотрим несколько случаев.

Танец использовался для смирения

И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами. (Судей 16:25)

Танец был поклонением Богу

Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. (2 Царств 6:14)

Танец - элемент идолопоклонства

Когда Моисей был на горе Синайской 40 дней, чтобы получить скрижали Закона, народ Израильский обратился к идолу, сделав себе золотого тельца и поклоняясь ему. Библия говорит...

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою. (Исход 32:19)

Танец использовался для манипуляции и греха

Все мы помним, что Иродиада прельстила царя Ирода именно своим танцем, вследствие чего он и пообещал ей голову Иоанна Златоуста.

 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 

Если рассматривать более поздние времена, то видим следующее:

правила Лаодикийского собора гласят: "Не подобает христианам... скакати или плясати"

- из постановлений Шестого Вселенского Собора мы видим, что христианину запрещается танцевать: "Святый Вселенский Собор совершенно возбраняет быти смехотворцам и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясание..." (правило №51), за нарушение этого правила клирик извергается из сана, а мирянин отлучается, причем особо подчеркивается пагубность женских плясаний: "упражняют же и женския в народе плясания, имиже ражжение на блуд творят зрящим на ня" (правило №62).

Еще позднее видим обличения Даниила, митрополита Московского: "противное Богу делаешь: будучи христианином, пляшешь, скачешь, говоришь срамные слова и многие другие глумления совершаешь, и в гусли, и в смыки, и в сопели, и в свирели играешь - хорошую службу сатане служишь!".

Я думаю, вовсе не лишним будет упомянуть апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно...» (1 Кор. 10, 23). Танец, как любое явление или предмет, скорее, нейтрален, а для каких целей мы его используем - зависит от нас. Если танец направлен на то, чтобы вызвать чувство похоти и вожделения или чего-либо подобного, то такие танцы для христианина, конечно, неприемлемы. Если во мне самой танец вызывает какие-то нехристианские чувства - тоже надо бы от такого танца отказаться.

Современная дискотека есть яркий пример отсутствие танцевальной культуры: человек здесь погружается в транс, сродни наркотическому или алкогольному опьянению, чтобы отключить свой разум.

В жизни Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, был такой случай. Вскоре после войны он попал как-то на танцплощадку. Встал в стороне и смотрел на танцующих. Вдруг перед глазами его слева направо как бы развернули свиток, и он увидел танцующих с собачьими и свиными рылами вместо лиц. Это было необычайно страшное зрелище: танцующие бесы. Длилось такое видение недолго, свиток вновь свернулся, теперь уже справа налево, и перед будущим Владыкой опять танцевали люди. В эти мгновения, как рассказывал он сам, решилась его дальнейшая судьба. 

То есть, естественно, что дискотека никоим образом с православными устоями не сочетается. Однако есть танцы и другого рода - танцы, как искусство, как форма работы над собой. Это, например, балет, хороводы, вальс...

Андрис Лиепа в одном из интервью рассказывал, что  однажды делал концерт, который организовывал Патриарх. «Туда был включен очень красивый балетный номер "Приглашение к танцу" на музыку Шопена. У нас не было никаких сомнений, что этот номер можно исполнять даже в присутствии Святейшего» - говорит известный балетмейстер.Балет и иные сложные формы танца, как искусства, предполагают большую значимость каждого движения, его выразительность, и требует высочайшего внимания и огромной трезвости. То есть отключение сознания - это как раз то, чего здесь сделать не удается.

Также все большую популярность в последние годы обретает традиция проведения балов среди православной молодежи. Во многих епархиях Русской Церкви они проводятся регулярно и являются частью Рождественских и Пасхальных празднеств. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк выразил в свое время убеждение в том, что не нужно бояться экспериментировать, не нужно бояться новых форм работы с молодежью, "важно только чувствовать нравственную грань, за которой знак плюс меняется на минус". Также он подчеркнул, что "Церковь никогда не выступала против балов как таковых". В Первом Послании к Коринфянам апостола Павла мы находим следующие слова:  «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших». Это ведь можно вполне делать и через танец. Например, умеющие танцевать могут выступать в больницах, детских домах и пансионатах. Разве это не будет славлением Всевышнего?

Иеромонах Александр (Митрофанов) сказал: «... то, что большинство танцев в наше время направлено на пробуждение низменных чувств, - это проблема не танца, это проблема всеобщего упадка нравственности. Поэтому бояться надо не танца - бояться надо греха».

 

 

 

 

 

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея