|
ВЛАДЫКИ ОМСКИЕ И ПАВЛОДАРСКИЕ КОНЦА 1920-1930-х гг.
Заглавное время представляет собой один из самых драматичных периодов истории служения наших Владык (титул «Омских и Павлодарских» был усвоен предстоятелям Омской кафедры ещё в 1913 г.). Именно с конца 1920-х гг. разворачивается крупномасштабное закрытие и уничтожение храмов (в 1928 г. первой по времени в Омске была снесена Серафимо-Алексеевская часовня), аресты, изоляция и ликвидация священно-служителей. При этом, энергичную анти-церковную позицию местных органов власти открыто подкрепляли Омские раскольнические кафедры - живоцерковная (обновленческая) и григорианская. Правильное - а, соответственно, весьма опасное для Православия - обустройство новейших расколов сохранялось в нашем городе, как минимум, до 2-й половины 1930-х гг.
Первое из вышеозначенных самочинных сборищ стремилось осовременить, демократизировать Православную Церковь, сделать её привлекательнее и комфортнее для прихожан. Второе же отказалось признать каноническую местоблюстительную структуру, которую разработал в декабре 1925 г. преемник Святейшего Патриарха, священномученик Пётр, митрополит Крутицкий и Коломенский, и образовало самочинный «Временный Высший Церковный Совет», параллельный и враждебный правильной Церковной Власти. Разумеется, оба этих сборища, как истинные раскольники, громогласно выдавали себя за Русскую Православную Церковь собственно как таковую.
Как уже не раз бывало в истории Вселенского Православия, бытие и трудничество тогдашней Омской епархии «на два фронта» - в условиях одновременно и жесточайшего внешнего утеснения, и злобной раскольнической агрессии - было отмечено исключительно высоким уровнем духовного стояния как мирян, так и священно-служителей. Одно то, что из собора Омских архиереев 1930-х гг. к настоящему времени уже двое наших Владык прославлены Русской Православной Церковью как угодники Божии, есть красноречивое свидетельство жертвенности и спасительности тогдашнего епископского служения.
Однако, когда мы судим о коллизиях той эпохи, следует иметь ввиду, что источниковая база по истории Омской иерархии только ещё складывается. До сих пор не установлены с надлежащей чёткостью не только биографические сведения относительно многих наших архиереев, но и, что, пожалуй, особенно важно - подробности их канонического, церковно-дисциплинарного бытия, и прежде всего - в исключительно сложные для Русской Православной Церкви 1920-1930-е гг. А потому, встречая в публикующихся ныне материалах прямую аттестацию иных Владык того времени как уклонившихся в раскол, следует быть весьма осмотрительну и осторожну. Куда лучше, полезнее усомниться (и при этом, возможно, ошибиться) во не вполне покамест подтверждённом отступничестве того или иного архиерея, нежели погрешить и гласно поименовать раскольником человека Церкви, который, в конце концов, раскольником-таки не окажется.
епископ АРКАДИЙ (Александр Павлович Ершов) (1878-1937)
Итак, в январе 1929 г., в самый разгар общесоюзного «головокружения от успехов», на Омскую кафедру был поставлен 50-летний епископ АРКАДИЙ (Александр Павлович Ершов, 1878-1937). Владыка Аркадий родился 15 августа 1878 г. в Кунгуре, уездном городе Пермской губернии, в семье священно-служителя. В 1901 г. он окончил Пермскую Духовную Семинарию, после которой служил по духовной части. В 1916 г. о. Александр Ершов командируется в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства о. Г.И.Шавельского (1871-1951), по приказу которого был направлен священником в 302-й лазарет Красного Креста действующей армии, каковую должность и исправлял вплоть до ареста в 1920 г.
В 1922 г. о. Александр Ершов, выйдя на свободу, принял иноческий постриг в Донском монастыре г. Москвы, а 17 марта 1924 г. был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Кунгурского. Вместе со святительским саном, он воспринял временное управление Свердловской и Пермской кафедрами. В 1927-1928 гг. владыка Аркадий вновь побывал под арестом, после чего был поставлен во епископа Алатырского, на очень сложную, вдовствующую с 1926 г. кафедру.
На Омской кафедре, куда Владыка Аркадий был направлен из Алатыря, он уже весной 1929 г. стал свидетелем сноса старейшего в нашем городе каменного Воскресенского сбора военного ведомства, который был начат, согласно архивным данным, 17 апреля. Впрочем, в Омске Владыка Аркадий оставался недолго - лишь до ноября 1930 г., когда был переведён на служение в Чебоксары.
После очередного ареста (суд проходил в Омске; по случаю ареста Владыка Аркадий был почислен в 1931 г. на покой) и отбытия трёх-летней ссылки он занимает Мелекесскую, а затем Ульяновскую кафедры. Здесь, в ноябре 1935 г. он был вновь арестован, перевезён в Кунгур и судим; в июле 1936 г. отправлен в один из лагерей Красноярского края. Комиссией по канонизации было установлено, что Владыка Аркадий был расстрелян 3 ноября 1937 года, возможно это произошло в Новосибирске. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Владыка Аркадий прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века; память его совершается 21 октября (3 ноября), в канун праздника Богородицы Казанской.
Священномученик епископ Герман Алатырский. (1883 - 1937)
Владыка Герман (в миру Коккель) родился 15/28 ноября 1883 года в селе Тарханы Симбирской губернии. Сын крестьянина по национальности чуваш. Начальное образование получил во второклассной церковно приходской школе. Закончил Казанскую духовную семинарию. В 1898 году поступил послушником в Архиерейский дом, где через три года успешно сдал экзамены и стал псаломщиком, а еще через два дьяконом. С 1906 - 1909 годы учился на миссионерских курсах в городе Казане. В 1907 году рукоположен во священники. Через 8 лет овдовел, имея троих детей. С 1921 - 1924 год учился в богословском институте города Ленинграда. По окончанию, которого принял монашество. Рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном 31 декабря 1924 во епископа Ибрессинского, викария Ульяновской епархии. Тогда же был назначен управлять Алатырской епархией. Перенес немало испытаний от григорианцев. В один из воскресных дней он пришел в женский монастырь совершать службу. Но едва он миновал ворота монастырской ограды, как в него со всех сторон посыпались камни и ругань. Оказалось, что монастырем овладели раскольники и научили монашек избить тихоновского архиерея. Весь окровавленный и избитый он с грустью покинул монастырь. В 1925 году был арестован ОГПУ, приговорен к высшей мере наказания (расстрелу), но приговор изменили на заключение в лагере. С 1927 года епископ Бугумильский (Самарская епархия). В 1928 году сослан был в Томскую область на 3 года, тогда же назначен управляющим Томской епархией.
Заместителем Патриаршего местоблюстителя Сергием Митрополитом Нижегородским 29 октября 1930 года владыка Герман был назначен управляющим Омской епархии, где пробыл до 14 июля 1931 года. Позже управлял Никольско-Уссурийской и Приморско-Владивостокской епархиями. С июля 1931 года епископ Барнаульский.
В апреле 1932 года он был арестован по ст. 58-10, за недостаточностью улик из под стражи освобожден, выслан из Бийска. С 19 сентября 1932 года епископ Благовещенский. В 1935 году был арестован и после длительного следствия расстрелян 12 ноября 1937 года. Владыка Герман прославлен в лике священномучеников на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года.
В августе 1931 г. на постоянное служение в Омск прибыл 60-летний архиепископ АЛЕКСИЙ (Алексий Степанович Орлов, 1862-1937) - человек весьма сложной, переменчивой святительской судьбы. Владыка Алексий родился 8 февраля 1862 г. в семье самарского священно-служителя, прошёл местные духовные школы и окончил С.-Петербургскую Духовную Академию, после которой служил по духовной части. В августе 1923 г. он был хиротонисан во епископа Бугульминского, но вскоре отпал в обновленчество и в 1923-1924 гг. временно управлял раскольнической Куйбышевскою епархией. Однако, уже в 1924-1927 гг. мы видим Владыку Алексия во православных архиереях на Курганской кафедре, а в 1927-1931 гг. - последовательно на Малмыжской, Енотаевской и Сызранской кафедрах.
Омское служение Владыки Алексия продолжалось дольше, чем чьё бы то ни было в 1930-е гг. - четыре года, до тех пор, пока в апреле 1935 г. он был, наконец, арестован. Тогда же, в 1935 г. в нашем городе были разрушены Пророко-Ильинская церковь и Успенский кафедральный собор. При этом, однако, ситуация всю весну и лето оставалась неясной, и до августа 1935 г. Владыка Алексий продолжал значиться правящим епископом Омской епархии. 25 октября того же 1935 г. он был сослан на пять лет в городок Мирзоян - крохотный райцентр неподалёку от Чимкента. Правда, в Мирзояне Владыка Алексий прожил недолго - здесь его арестовали 15 мая 1937 г., а 27 августа того же 1937 г. расстреляли. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Владыка Алексий прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века; память его совершается 22 августа (4 сентября), в канун отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.
На смену Владыке Алексию в Омск в сентябре 1935 г. был поставлен епископ АНТОНИЙ (Миловидов), который ещё в 1917-1918 гг. участвовал в трудах Поместного Собора от монашествующих. В июне 1925 г. он был хиротонисан во епископы Усть-Катавские, а в 1925-1935 гг. занимает, последовательно, Троицкую, Бугульминскую, Красноярскую и Енисейскую, а также Ачинскую кафедры. В Омске Владыка Антоний пробыл недолго - уже в ноябре 1936 г. его арестовали; позднейшие сведения о судьбе Владыки отсутствуют. Тогда же, постановлением Президиума Омского Облисполкома от 5 ноября 1936 г. был закрыт Крестовоздвиженский храм.
Последующая история Омской епархии, до марта 1937 г. остаётся, покамест, не вполне ясной: наша кафедра всё это время или пребывала вдовствующей, или же её занимал некий неустановленный архиерей. Но, во всяком случае, в марте 1937 г. положение дел стабилизируется - в Омск прибывает архиепископ ФИЛИПП (Виталий Ставицкий, ?-1952). Из Омских Владык 1930-х гг. святитель Филипп был, пожалуй, старейшим по хиротонии: ещё в августе 1916 г. его поставили во епископа Аляскинского - на викарную кафедру Алеутской и Северо-Американской епархии, учреждённую в 1903 г. Епископ Аляскинский Филипп участвует в деяниях Поместного Собора 1917-1918 гг., после чего, в октябре 1920 г. ставится епископом Смоленским. На этой кафедре ему предстояло пережить серьёзное искушение - в 1922-1924 гг. Владыка Филипп пребывал в обновленческом расколе; заблуждение это, однако, было им преодолено. Как и Владыка Герман, он подписал в апреле 1925 г. акт о восприятии митрополитом Крутицким и Коломенским Петром власти Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Во Смоленском служении Владыка Филипп претерпевает много утеснений - как, впрочем, и в последующем, на Астраханской кафедре, которую занимает с июня 1928 по август 1933 гг. Да и на Омской кафедре Владыка Филипп остаётся недолго - лишь до очередного своего ареста в августе всё того же 1937 г. После длительного пребывания в неволе, в ноябре 1943 г. Владыка Филипп возвращается на архипастырское служение: сначала архиепископом Иркутским, а месяц спустя, в декабре 1943 г. - архиепископом Астраханским паки, каковую кафедру и занимает до октября 1947 г. Преемником Владыки Филиппа на Омской кафедре в августе 1937 г. становится епископ ФОТИЙ (Пурлевский, ?-1937) - один из самых молодых по хиротонии Омских епископов 1930-х гг. 8(21) сентября 1935 г. он был поставлен во епископа Читинского и Забайкальского, в марте 1936 г. переведён на Семипалатинскую кафедру, а в октябре 1936 г. - на Сергачскую. Впрочем, и в Омске Владыка Фотий оставался недолго: в том же 1937 г. он скончался.
Владыка Фотий стал крайним по времени Омским епископом 1930-х гг. В дальнейшем наша кафедра долго пребывала вдовствующей, и правильная церковная организация её воссоздавалась постепенно. С 1943 г. Омские приходы окормлял архиепископ Новосибирский и Барнаульский ВАРФОЛОМЕЙ (Сергий Димитриевич Городцев, 1866-1956), и лишь в 1946 г. наша епархия была, наконец, возрождена, но уже под новым именем - как Омская и Тарская.
Материалы подготовил А.К.Жук
CD-Приложение к сборнику Православная культура Омского Прииртышья: Учебное пособие. Часть III. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2008
|
|