|
Обращение молодых людей к православной вере
Завьялова Елена, 3 курс факультета Теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
Молодые люди всегда были естественной частью православных приходов. Но среди населения по-прежнему существует миф о том, что в церкви молодых нет, а православная вера - удел стариков и чудаков. Но он начинает развенчиваться. Что же заставляет современных молодых людей идти в храм? Молодому человеку сейчас прийти к вере совсем не легче, чем 20 лет назад. Для подавляющей части потребительского общества Бога по-прежнему нет. По большому счету, он ему не нужен. Храмы в таком мире воспринимаются как места с комплексом услуг, а Бог - как золотая рыбка. Люди идут в церковь за исполнением желаний, за обретением какого-то смутного позитива в жизни, каких-то непонятных ощущений. Прийти к настоящей вере, к обретению Христа в современных условиях очень трудно, особенно молодым.
В церковь юноши и девушки обращаются по разным причинам. Часто они приходят от нехватки чего-то, но говорить, что молодой человек «ударился в религию» потому, что ему не хватает удачи в жизни, хороших отношений со сверстниками, а иногда и ума, было бы ошибочно. Молодёжь сегодня действительно испытывает нехватку, и прежде всего - нехватку традиционных ценностей. К такому состоянию приводят разрушение института семьи, национальной культуры, утрата глубины человеческих отношений, измельчание понятий красоты, любви и дружбы. Молодость всегда была временем поиска и максимализма в суждениях. Искать можно в разных направлениях, и путь этот может растянуться на всю жизнь, но есть и сейчас юные совсем люди, которые нашли себя в Церкви. Пользуясь дарованной каждому человеку свободой выбора, имея перед собой массу альтернатив, эти юноши и девушки приходят к вере. Молодые люди начинают искать это и обращаются к православию. Иисус Христос постепенно входит в их жизнь, воцерковленных ребят становится все больше и больше.
Как считают священники, вести диалог с молодыми, нести им истину даже легче, чем с людьми зрелыми и пожилыми, чье мировосприятие воспитывалось в советском духе. Сломать стереотипы времен СССР даже сложнее, чем сломать недоверие современного общества к религии. Примечательно, что православная молодежь - это в большинстве своем люди со стороны. Их привело в лоно церкви не православное воспитание, не пример православных родственников, а самостоятельный выбор, непредвзятый, порой даже очень полярный общей линии прошлого образа жизни. Среди воцерковленной молодежи много бывших членов неформальных групп. То, что в церковь идет необразованная молодежь, не имеющая какого-то «научного» понятия о мире, - тоже миф. В храмах в основном студенты университетов, люди, получающие или получившие высшее образование, думающие, анализирующие.
Очень много ребят приходят в храмы вовсе не потому, что это какой-то центр церковной пропаганды. Православная молодежь проводит свои конференции, круглые столы, преподает в воскресных школах различные предметы, имеет свой голос в печати, говорит о том, что именно у образованных людей возникает потребность в духовно-нравственных исканиях.
Еще одно распространенное заблуждение в том, что молодые в церкви - одиночки. Оно сформировалось в 80-90-ые годы прошлого века, когда юных людей в храме действительно можно было пересчитать по пальцам. Таких людей раньше можно было даже отличить по поведению, по манере одеваться, по язык. Заблуждение благополучно дожило до наших дней. Между тем сегодняшняя православная молодежь не выделяется из обычной толпы. Если говорить о внешних признаках, то современный православный человек старается выглядеть так, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Вообще Церковь не запрещает молодому человеку участвовать в светских мероприятиях и иметь круг тех знакомых, какой он захочет. И даже наоборот, церковь поощряет его социальную активность. Среди молодых православных растет число лидеров и активистов. Более того, у них есть потребность объединяться друг с другом.
Молодые люди считают, что соборность - это естественное чувство православного человека. И молодежь сейчас создает очень много православных объединений. Кроме того, это наиболее перспективная форма сегодняшнего бытия православной молодежи. Курс берется не просто на выживание, а на право участвовать в творении будущего. Часть молодежи, еще не определившейся, но очень увлеченной, воспринимают такие объединения как просто клубы по интересам. Но по мере воцерковления это восприятие проходит. Человек начинает жаждать чего-то более значимого, чем просто общение: какой-то деятельности, какого-то служения, какой-то жертвы. И инициатива исходит часто от самих ребят. Объединения начинают активно учавствовать в жизни приходов, а это нелегкая задача - помогать развитию своего прихода. Ни для кого не секрет, что приходы как внутри себя, так и снаружи достаточно разобщены. Из-за проблемы в сознании человека, что это моя частная жизнь и я никому ничего не должен. Существование таких объединений - первый шаг на пути к новым отношениям в приходах, к их сплоченности. Изобретательность и отзывчивость молодого ума здесь не имеет границ.
Ребята стараются брать на себя любую посильную работу в храме: работают алтарниками, свечницами, певчими, помогают делать уборку, вести воскресные школы. Главное, чтобы деятельность не утратила христианского смысла, не измельчала до «тусовки». Молодые люди должны помнить, что они духовные чада, что соблазнов внешнего мира никто не отменял, и что прийти в православие нелегко, но удержаться в нем еще труднее. Наша свобода безгранична, и нельзя заставить молодого человека прийти в Церковь, да и не стоит этого делать. Но можно быть уверенным в том, что если молодой человек выберет путь веры, ему не придется идти по этой светлой дороге в одиночку.
|
|