|
Балабонкин Илья, 4 курс Христианство и демократия
Слово, которое вот уже много столетий многие люди объявляет своим главным завоеванием, звучит так: гуманизм. От этого оно стало слишком многозначительным: есть и христианский гуманизм, и гуманизм эпохи Просвещения, и ругательное «гуманизм западного образца». Но ведь автором гуманизма был Сам Господь, создавший человека из любви к нему.
В наши дни гуманизм противопоставляется религиозному мировоззрению, которое, по мнению его яростных противников, лишает человека личной свободы выбора в жизненных ситуациях, стиля одежды, в развлечениях, семейном устройстве, друзей, предоставлении выбора собственного религиозного взгляда для детей и т.д.
Православного человека обвиняют в том, что он следует православным догмам, православное искусство - в том, что оно творится по жестким канонам.
И по совокупности делается вывод: ничто, как христианство так не противоречит принципам демократического устройства общества, за которое так долго боролись предыдущие поколения, и где каждый от рождения и до смерти свободен.
В пространстве иконы все статично, может показаться, несвободно. Но и на иконе образ свободы явлен достаточно ярко - это знаменитая «Лествица Иакова», где в аллегорической форме показан путь восхождения по лестнице добродетелей, на каждой ступени которой подстерегают соблазны - в виде бесов, стаскивающих прелестника крючьями вниз и спорящих с ними за душу ангелов, ведущих праведника за руки. Парадоксально, но именно в состоянии свободного падения человек оказывается наименее свободен. Его уже никто не ведет за руку, никто не пытается столкнуть с тесного пути, действует только одна сила притяжения, точнее, отдаления от духовных вершин. Но насколько горькими оказываются последствия такой свободы!
Мы и в нашей жизни можем видеть, как именно такое беззащитное состояние человека, абсолютно свободного от своих привязанностей и обязательств, используют современные деструктивные религиозные организации. Как известно, они улавливают в свои сети молодых людей, внушая им мысли о том, что все вокруг в семье и обществе им враждебны и заботятся только о личном благе. И когда, порвав связи с самыми близкими людьми, семьей и друзьями, человек оказывается свободен, тогда-то он и попадает добровольно в самую жестокую зависимость, от которой никогда бесследно не сможет избавиться..
Один из самых тяжких человеческих грехов - неблагодарность, беспамятство. Современные ревнители демократических свобод забывают, что в истории человечества, где в каждую эпоху одни находились у власти и устанавливали для себя максимум свобод и привилегий, пользовались ими в ущерб остальных людей - большинства общества, низводя их порою до уровня рабочего скота, впервые каждый почувствовал себя свободным именно в христианстве. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал.3:28). Неслучайно, в первые века учение Христа так и называли - религией для рабов и женщин. В подтверждение этому - имена первых мучеников, среди которых прославлено немало женщин.
Впервые прямые выборы на равноправной основе стали применяться именно христианами. Это были выборы настоятелея первых монастырей в египетской пустыне.
Мученичество ярко выражает новую свободу христианства - теперь главным оказывается не внешняя свобода отношений, а внутренняя свобода совести. Главным мерилом спасения оказывается принцип домостроительства: Камень, которым раньше пренебрегали, теперь во главе угла (Мф.21:42). Тот, кто не увенчает Им свое творчество, потеряет все. Это же относится и к идеалу государственной власти: царство человеческое отныне только средство для строительства Царства Божиего. Этот принцип ярко раскрыт в 6 новелле святого императора Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем». При этом, законы христианской нравственности фактически признавались каноном правления, т.е. законом государства. Это было время высшего расцвета государственного права.
Но, в числе христианских государей были и те, что благими намерениями, пытаясь достичь политической стабильности, обращали религию в разменную монету на переговорах об унии или в средство для оправдания террора. Тогда, по описанному выше закону, здание государства, не имея Краеугольного Камня, падало, погребая под собой своих строителей.
В этом случае права монарха обычно делегировались церковной соборности, выбиравшей наиболее достойную с точки зрения канонов кандидатуру, что выразилось в формуле: «Изволися Духу Святому и нам». Но такое поистине демократическое решение было возможно только как общее для всех, при условиях духовного единства народа. То есть идеальная монархия имеет в своей основе демократию, осуществление прав всех частей Тела Христова при условии подчинения их своему Главе - Христу. Получается, что демократия - это видимая глазу сторона духовной монархии.
Но узурпация последней человеческими усилиями непременно разовьет кризис гражданского общества (и наоборот). Наша страна пережила за 20 век как минимум два таких больших потрясения. Оба раза перевороты проходили под лозунгами демократии, народовластия - именно во времена наибольшей духовной разделенности. И здесь обнаруживается, по слову К.П.Победоносцева, «великая ложь нашего времени». Слои, для которых демократия уже стала идолом, пытаются навязать формально-новое право остальным, по слову митр. Иоанна (Снычева), «воплощение в обществе идеи о «правах человека», превращенной в правовую догму и не уравновешенной - ни нравственно, ни юридически - идеей «естественных обязанностей», свойственных каждому гражданину, ведет ни к чему иному, как к неизбежной деградации общественной морали и нравственности, к разрушению самого соборного тела народа... Убийца Раскольников, мучающийся вопросом: «тварь ли я дрожащая или право имею?» - иллюстрирует вышесказанное лучше всяких глубокомысленных высоконаучных рассуждений». При этом, кстати, происходит обеднение самих свобод человека, так как, например, верующий имеет ничуть не больше прав на пропаганду своих взглядов, чем атеист. Это приводит к формированию своеобразной формы квазирелигии общества, где определяющим императивом для жизни становится уже не голос совести, а голос общественности. Сейчас это называют «политикой двойных стандартов», которую нетрудно обнаружить в любом политическом движении.
И в этом любой, знакомый с мировой историей, найдет общее с состоянием Римской империи накануне гибели.
И в наши, как и в те времена, христиан призываются поклониться идолам, примириться с торжеством несправедливости в мире.
И каждый из нас делает свой выбор свободно.
|
|