|
Евгений Митин, 4 курс факультет Теологии и Мировых культур
Проблема отношения к членам «Новых религиозных движений».
Сегодня в нашей стране очень сильно развита деятельность так называемых «НРД», или, как их чаще называют, сект. Слово «секта» по отношению к ним не совсем уместно, поскольку не отражает их специфики. На Западе эти организации именуются попросту «культами», а в России уже в девяностые годы появилась формулировка «деструктивный культ», во многом наиболее полно характеризующая их деятельность в социальном плане. Для Православной Церкви это явно еретические учения, рассматривать которые необходимо без отрыва от их социальной активности и целенаправленного влияния на своих членов. Это организации различного толка и направленности. В отдельную группу стоит выделить псевдохристианские культы, провозглашающие своё учение неким новым откровением Христа. Также существуют псевдонаучные, восточные и коммерческие культы. По большому счёту, их можно разделять на группы скорее по основной провозглашаемой идее, нежели по содержанию, поскольку в учении этих религиозных групп обычно смешиваются различные религиозные, оккультные и мировоззренческие представления.
Речь пойдёт не о конкретной религиозной группе, а о возможности их существования в целом. С государственной точки зрения это вполне допустимо, если не нарушаются конституционные права граждан. Будучи явлением религиозного порядка, деструктивные культы ущемляют свободу совести на уровне, недоступном законодательным актам. Их деятельность пресекается только в случае видимых нарушений законодательства. Они могут проникать в государственные структуры, функционировать как общественные организации.
Церковь Христова всегда вела борьбу с сектантством своим рассуждением. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально. Нужно помнить, что сектантство во многом отличается от самих по себе еретических учений. Заблуждение еретика так или иначе является плодом его рассуждений, в которых имело место духовное сомнение. Это сомнение - способность критически оценить себя по отношению к духовной реальности, оно также является условием возвращения человека в лоно Церкви. Потому Церковь и призывает еретиков опомниться: это для них не является непосильной задачей.
В случае с деструктивными культами мы наблюдаем совсем другое состояние пребывающего в них человека. Влияние созданной внутри такого культа нравственно - мировоззренческой системы мало просто принять во внимание. Эти организации создаются конкретными людьми, харизматичными и активными. Учитывая жесткую финансовую подоплёку большинства деструктивных культов, можно предположить, что целью их создания является банальное обогащение. Но для успешного функционирования такой организации необходим лидер или группа людей, уверенных в своей правоте в религиозных аспектах, которые они затрагивают.
В современных нам сектах хорошо развита система контроля сознания. Типично для них мышление по принципу «свой - чужой», проводящее грань между конкретной группой и внешним по отношению к ней миром. Духовная жизнь члена деструктивного культа фокусируется на лидере либо самом учении, которое непосредственно связано с лидером и является плодом его творчествования. Это поиск духовной свободы в состоянии заведомо рабском. При этом такого человека подчас трудно упрекнуть в неискренности. Даже если учение руководствуется принципом «цель оправдывает средства» и допускает ложь и преступление, духовное устремление самого сектанта вполне искренно, оно исходит из того лучшего, что есть в человеке. Секты потому и успешны, что эксплуатируют, по сути, возможность человека к Богопознанию. Но при этом их члены лишены критики, возможности соотнесения себя с учением.
С догматической точки зрения сформировалось вполне определённое отношение Православной Церкви к «НРД»: это еретические учения, которые следует обличать. С точки зрения церковно-практической встаёт вопрос об отношении лично к последователям этих лжеучений. Ясно, что следует разделять самого человека и его грех. Задача миссионерства здесь затруднена тем, что сам человек не только не в силах осознать своё заблуждение, но и находится под постоянным влиянием религиозной группы, не допускающей критического осмысления происходящего внутри неё.
Естественным образом отношение к сектанту колеблется от сочувствия и понимания, готовности к диалогу, до строгой оценки и отторжения. Это хорошо известно психологам, занимающимся исследованием психологических заболеваний: для того, чтобы подробнее изучить и выяснить причины, необходимо встать на место пациента, что чревато разрушительными последствиями для психики самого исследователя. Чёткое отношение лично к сектанту сейчас не сформулировано, и такая формулировка невозможна по ряду причин. Во-первых, не всегда удаётся разграничить действия и воззрения, присущие самому человеку, от навеянных учением. Так или иначе, человек в нём находит то, что искал, и опосредует свои представления о духовной жизни в предложенных практиках. Во-вторых, сектант сам провоцирует разрозненность, когда его учение подвергается внешней критике. Для личного взаимодействия с членами деструктивных культов нужно понимать, что они стремятся взять диалог под контроль, вслед за учением, которое взяло под контроль их самих. Внимание следует уделить мировоззренческим и религиозным мотивам, обнаруживающим себя в определённом культе.
Современное богоискательство не является всецело порождением нашего времени. В учениях «НРД» можно проследить следы древних христианских ересей. Основной принцип - достижение благодатного состояния без Христа, собственными силами. Центром духовной жизни человека становится он сам. Это может сопровождаться внешней жертвенностью, чувствительностью к чужому горю. Опять же, эти добродетельные стремления эксплуатируются деструктивным культом с целью распространения своего учения. В действиях сектантов проскальзывает некая безжалостность по отношению к окружающему миру, это можно считать защитной реакцией на неприятие со стороны последнего. Отождествляя себя с учением, они воспринимают, например, неудачи проповеди как личные. От несправедливости этого мира их всегда готова защитить единственная и неповторимая религиозная группа. Поэтому члены деструктивных культов требуют именно личного отношения, каким бы сложным не было его построение. Развития требует именно знание природы заблуждений культистов, знание мировоззренческих особенностей учения той или иной нетрадиционной религиозной группы.
На общественном уровне, в особенности в церковных кругах, нет нужды во враждебном отношении к сектантам, что зачастую имеет место быть, это подчёркивается современными богословами. Рассуждение, согласное с буквой Писания, является предваряющим этапом для реабилитации жертв либо миссионерской работы с членами «НРД». Некая отстранённость не тождественна попустительству и размежеванию, она даёт возможность оценки деятельности деструктивных культов и, что самое главное, их воздействия на личность.
|
|