|
Дьяков Алексей, 4 курс, факультет Теологии и Мировых культур
Философия как предмет и метод в трудах раннехристианских апологетов II века.
Христианство вступило в этот мир как «соблазн для иудеев» и «безумство для эллинов» (1 Кор 1:23). Господь Иисус Христос благовествовал нам спасение. Вскоре начинаются гонения на Церковь. Христианство в Римской империи становиться религией недозволенной (religio illicita) и постоянно подвергается гонениям. Но христианство не просто молчаливо идет на костры и арену Колизея, а выставляет из своей среды способных мужей, которые могли бы защитить истинность новой религии. Такими защитниками и стали раннехристианские апологеты. Появление котрых относиться ко II веку.
Большинство апологетов имели хорошее эллинское образование и были знатоками Греко - римской культуры, а особенно философии. Например, Иустин Философ еще до обращения в христианство прошел несколько философский школ - стоицескую, пифагорейскую, платоническую. А Афинагор Афинский вообще «проповедывал христианство сохраняя мантию философа».
В этот же период перед христианством встаёт задача вхождения в культурное пространство античного мира. Оно в то время уже достаточно распространилось в империи, и перед ним встал выбор: или закрыться в себе по типу какой - нибудь мистерии или идти дальше в мир и благовествовать Истину. Но помня заповедь Своего Учителя: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), Церковь даже в условиях гонений пошла благовествовать. И апология способствовала этому, через неё был оглашен языческий мир.
Христианство, начав распространяться в языческом мире, оказалось совершенно в других условиях, нежели в мире иудейском. Языческий мир не знал языка Священного Писания, но знал язык философии. Вот этим и воспользовались апологеты.
Рассказывать об Истине можно было только на понятном для античного мира языке, вот таким языком и стала - эллинская наука.
Апологеты в своих сочинениях не просто опровергали лживые нападения на христианство, но также пытались дать достоверное учение христианской веры. А чтобы оно было понятно, они использовали античную философию, которая в первые века христианства была универсальным языком идей античного мира.
Не однозначно складывались отношения между апологетами и философией: от активного использования до полного неприятия. Но важно то, что она занимает место в их сочинениях. Почти все апологеты сосредоточивают на философии своё внимание и изучают её. Продуктивный синтез же богословия и философии мог быть осуществлен лишь теми апологетами кто принимал и понимал значение философии. Иустин Философ писал, что «Философия по истине есть величайшее и драгоценнейшее в очах Божиих стяжание: она одна приводит нас к Бог у и делает нас угодными Ему, и подлинно святы те, которые устремили свой ум к философии» и «без философии и здравого разума никто не может обладать мудростью» (Диал. 2 - 3).
Кроме изучения и полемики с философией, апологеты начнут пользоваться её достижениями и методами для выражения своей теологии. Это выразиться в том, что некоторые термины и схемы мышления будут ими заимствованы. Остановимся лишь на некоторых моментах:
- Иустин называет Бога термином «Отец всего» - «мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и создателем всего мира» (I Апол. 8) , что указывает на влияние платонизма. В диалоге Платона «Тимей» есть аналогичный термин.
- Афинагор в противопоставлении монотеизма использует пифагорейскую терминологию, он говорит, что «Бог есть единица, т.е. Он един» (Прошение 6).
- Влияние философии проявилось и в учении о Логосе. Логос как категория греческой философии использовался давно, и понимался как посредник между высшим миром и низшим. Была использована главная идея логоса - посредника. Иустин называет также Логос посредником между Отцом и миром, через, Которого Он творит мир - «Бог Словом своим помыслил и сотворил мир» (I Апол. 64).
- Стоическое влияние проявилось в концепции Логоса как семени мира которое заключает в себе частные логосы вещей - «у всех, кажется, есть семена истины» (I Апол. 44). Также и у Феофила Антиохийского, который в Логосе различает два образ Его бытия: Λογος ενδιαθετος - внутренне Слово в домирном бытии и Λογος προφορικος -произнесенное Слово для творения мира - «Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить ... Он родил сие Слово » (К Автолику ІІ, 22).
- В эсхатологии по Иустину произойдет сгорание мира, так он пишет: «Так - утверждаем мы - будет сгорение мира» (ІІ Апол. 7). Сгорание мира (την εκπυρωσιν γενησεσθαι) - термин явно стоический. Только стоики учили, что произойдет это фатально и изменит вещи. Иустин все учит, что все это примет лишь новую лучшую форму.
- Также апологетами был хорошо усвоен рациональный образ мышления, который так был присущ античному миру. Это хорошо использовал Афинагор Афинский в своём рациональном доказательстве существования Одного Бога, он пишет: «Ибо если мир, имея круглую форму, замыкается небесными кругами, а Творец мира обитает над творением, управляя им посредством своего промышления, то где будет, место другого бога или прочих богов?» (Прошение 8).
Приведенные примеры лишь наиболее показательные заимствования апологетов.
Часто апологеты использовали терминологию и логические приёмы платонизма и стоицизма в выражении своего богословия. Но и философское влияние наложило свой отпечаток на богословие апологетов и это нельзя отрицать. Нельзя думать, что христианство восприняло ту или иную философскую стратегию мышления. Оно просто использовала те формы, которые наиболее бы точно и полно отражали истины христианского вероучения. А для этой цели христианство могло использовать все удобные средства.
Апологеты не просто слепо использовали философские конструкции, а переосмысляли их в соответствии с христианским учением. И таким образом поставили возможность формирования христианской философии. Они впервые положили начало научному методу в исследовании божественных истин веры или догматов, и ряд положений, высказанных апологетами, будет развиваться в последующие периоды.
Тема эта для нас важна потому что, новая эпоха, которую назвали «постхристианской» требует осмысления духовной ситуации. И сегодня, в эту эпоху мы можем по-новому осмыслить христианское наследие и заново поставить вопрос о его актуальности. Ведь христианство продолжает присутствовать и в том мире, который называют «постхристианским». И это касается не только богословия и философии тоже.
На протяжении веков богословие и философия тесно взаимодействовали друг с другом, а начало этому положи как раз Раннехристианские апологеты. Позднее богословие проложило новые пути мысли и продолжило дело античной философии в христианском контексте. Сегодня перед нами опять встает та же задача соотношения и возможности использования философии для выражения истин христианской веры через философский язык для большой понятности и диалога в современном мире. И в этих условия пример апологетов также может быть использован.
|
|