Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

 

Ильинская церковь - омская святыня и жемчужина российского зодчества

Наталья Лебедева

Один из самых почитаемых ветхозаветных пророков на Руси - пророк Илия, он является покровителем земледельцев, поэтому неудивительно, что в омской земледельческой слободе храм был освящен во имя этого святого. В начале XX века, благодаря заблуждению историка казачества генерала Г.Е. Катанаева, даже возник миф, поддерживаемый некоторыми краеведами, о том, что Ильинский храм был первым в Омске.

Крепость на стыке двух рек, Иртыша и Оми, служила воротами в обширный район Верхнего Прииртышья и всего севера Казахстана, контролировала водные и караванные пути на юге За­падной Сибири. Долгое время крепость в форме неправильного пятиугольника с бастионами так и оставалась на левом берегу Оми, а на правом берегу были три слободы: Губина, Омская и Иртышская. Вокруг кре­пости и слобод были палисады с башнями. Участник Большой Сибирской экспедиции историк и историограф Герард-Фридрих Миллер (1705-1783) посетил Омскую крепость 27-29 июня 1734 г. Сохранились его описания Омской крепости: «В крепости строения имеется церковь Сергия Радонежского, чудотворца, гауптвахта, канцелярия, двор командующего офицера да двор управительской и ка­зармы. За крепостью, по обеим сторонам реки Оми, стоят многие обыватель­ские дворы, из которых Омская слобода состоит и которые с северной стороны оной реки особливым острогом обведены. Близ крепости сделан через реку мост. Гарнизон сей крепости состоит во 150 человек солдат да в 200 человек ка­заков, над которыми капитан команду имеет. До 1734 г. была крепость, так и слобода под ведением Тарской воеводской канцелярии, из которой туды особли­вые управители посылались, которые крепость и слободу в своей команде име­ли. А в помянутом году учинено такое учреждение, что оная крепость с прочи­ми по реке Иртышу крепостями, равные указы получает и капитана комендантом имеет, который состоит под ведением штап-офицера Ямышевской крепости. А управитель из Тары только над слободою команду имеет. До выше означенного времени также и гарнизон из одних только казаков состоял...».

Деревянная Ильинская церковь в 1730-1760-е годы стояла у дороги на Чернолучье между Омской и Курганской слободами на правом берегу реки Оми, там, где сейчас находится сквер у дома культуры им. Ф.Э. Дзержинского. Еще в момент проектирования новой Омской крепости, в середине XVIII века, предполагалось перенести Ильинскую церковь на левый берег. Она была поставлена на холме у Спасских ворот старой крепости по инициативе командира Сибирских военных линий генерала И.И. Шпрингере. Освятили церковь 7 июля 1771 года при командующем генерал-майоре Сергее Гавриловиче Станиславском.

С прибытием в Омск нового главнокомандующего генерал-поручика и кавалера Николая Гавриловича Огарева активизировалось строительство храмов во многих крепостях пограничной линии. Н.Г. Огарев обратился к архиепископу Варлааму с просьбой о постройке новой церкви в Омске, рядом с деревянным Ильинским храмом. В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена протопопом Петром Федоровым и священником Андреем Неводчиковым к западу от деревянной, на высоком пригорке над левым берегом Оми. Первым теми же священниками был освящен теплый придел во имя святого Николая Чудотворца 5 декабря 1785 года. Главный престол - во имя святого пророка Илии освятили 8 июля 1789 года.

Деревянная церковь при священнике Якове Седачеве была разобрана и продана, вместе с иконостасом, в село Бетеинское (Бития Саргатского района) в марте 1787 года.

В 1936 году при разборке церкви было обнаружено захоронение человека в генеральской форме. Омские краеведы утверждали, что это прах основателя города И.Д. Бухольца. Но, по-видимому, в храме был похоронен генерал Н.Г. Огарев, как человек, стараниями которого была возведена эта церковь. Архивные сведения гласят, что он умер в возрасте 60 лет в апреле 1789 года и отпевали его в Воскресенском военном соборе.

Облик храма заслуживает особого внимания, так как его аналогов на территории Сибири обнаружить не удалось. Архитектура храма является переходной от барокко к классицизму. Необычно для Сибири объемно-планировочное решение храма. Граненый алтарь примыкал к прямоугольному храму, несущему массивный восьмерик барабана, прорезанный арочными окнами и увенчанный куполом напряженного силуэта с луковичной главкой на изящном световом фонарике. Главный - западный фасад был решен в виде портика с лучковым фронтоном, «поддерживаемым» пилястрами, к которому примыкали две квадратные в основании двухъярусные колокольни. Компактность формы и барочная пластика куполов, с изысканными люкарнами (круглые окна) на главном куполе храма, сочеталась со строгим декором стен. Все оконные проемы храма были арочными, обрамленными нишами, а на барабане они имели сложные наличники. Углы здания фланкировались пилястрами.

Оригинальность замысла указывает на авторство выдающегося зодчего. Вероятно, проект был заказан Н.Г. Огаревым столичному мастеру. Омский храм мы можем отнести к немногочисленному кругу раннеклассицистических двухколоколенных храмов России.

Имена строителей Ильинской церкви пока неизвестны. Но мне удалось найти архивные сведения о том, что в этот период в Омске жили представители семьи Черепановых, которых приглашали для строительства церквей и письма иконостасов в Петропавловск (1781), Ямышевскую крепость (1782), Бийск (1788). Например, в 1788 году Иван Черепанов, ранее построивший Воскресенский собор, именно из Омска отправился в Бийск для строительства там собора. Значит, он мог быть строителем здания и резчиком иконостаса Ильинской церкви. Александр Черепанов жил в Омске с 1782 г. и стал старостой Ильинского прихода. По свидетельству историка Церкви протоиерея Александра Сулоцкого некоторые иконы Ильинского храма были написаны настоятелем храма протоиереем Андреем Васильевичем Комаровым, служившим в церкви 1820-1830-е годы.

Дальнейшая эволюция облика храма происходила в рамках классицистической стилизации в эклектике. Приделы были оформлены фронтонами над плоскостью стены, расчлененной тремя арочными проемами окон и фланкируемой спаренными и утроенными пилястрами. Над пристроенным притвором возвели высокую крышу с двухъярусной шейкой под луковичной главой, оформив все в русском стиле. В документе, находящемся в алма-атинском архиве указано, что в январе 1877 года в Тобольскую Духовную консисторию были представлены проект и сметы на пристройку к храму приделов и крыльца. В 1880 году был освящен северный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы в приделе, построенном купцом Герасимом Дмитриевичем Кузьминым. Через семь лет на средства купца Георгия Иоакимовича Терехова пристроили придел с южной стороны и его освятили во имя Георгия Победоносца. Вокруг храма были сад и фигурная чугунная ограда на каменном основании со столбами.

В Пророко-Ильинской церкви хранились особо чтимые прихожанами иконы: Божией Матери Абалацкой, святых великомучеников Параскевы и целителя Пантелеймона. Интересна история передачи в омский храм списка иконы покровительницы Сибири Абалацкой Божией Матери. Одним из важнейших мероприятий Сибирской архиепископии было учреждение престола «Абалакской богоматери» в 1636 г. и написание протодьяконом Матфеем иконы в ее честь. В основе ее образ богоматери Знамение, слева на полях изображение Николая Чудотворца в позе поклонения богоматери, справа - Марии Египетской. Никола на севере был особенно популярен; иконы со святыми на полях также имели особенно широкое распространение в новгородчине и в Устюге Великом. Все это говорит о том, что тобольские духовные власти стремились представить Сибирь наследницей Новгорода». Оружейный мастер И.В. Терновский, живший в Тобольске в середине XIX века ослеп из-за взрыва пороха, прозреть он смог только после молитв всей его семьи в Абалакском монастыре у чудотворной иконы. Мастер заказал список этой иконы и переезжал с ней из города в город. При приезде егокой церкви это составило 552 рубля. Для уплаты налогов собирали пожертвования среди верующих как деньгами, так и продуктами. А.С. Проскуряков был отправлен в Москву, чтобы добиться во ВЦИК нерасторжения договоров на аренду церквей с православными общинами.

Среди арестованных были священники: Александр Радонежский, Василий Пляскин, Александр Мирошниченко, Константин Платонов, прошедший жестокий Соловецкий лагерь ссыльный священник Михаил Лебедев и другие. 16 апреля 1931 г. арестовали настоятеля Ильинской церкви Василия Васильевича Федосеева . Отметим, что протоиерей Василий во время следствия вел себя мужественно и все отрицал. 24 сентября 1931 г. арестовали отца Александра, его осудили на три года лагерей. В тот же день арестована и осуждена сторож Ильинской церкви монахиня Пелагея Онищенко (Анищенко) - ее вина заключалась в том, что она привозила продукты, умирающим от голода ссыльным священникам. Среди арестованных был священник Петр Васильевич Олерский, семь раз подвергавшийся арестам. Последний раз его арестовали 29 ноября 1936 г., вслед за епископом Омским Антонием Миловидовым, и осудили в марте 1937 г. на 7 лет исправительно-трудовых лагерей.

Решения суда состоялось только 14 марта 1932 года. Шесть человек отправлены в лагеря на три года, шестерых отправили на три года в ссылку, остальным зачли как наказание более года нахождения в тюрьме под следствием. Как правило, священники из лагерей уже не возвращались. Некоторым из осужденных было 70-80 лет. Пострадали и прихожане храма, в основном, монахини.

Участь Ильинского храма была предопределена двумя факторами: во-первых, тем, что община была разрушена процессом 1930 - 1931 годов, во-вторых, его градостроительным значением, так как храм являлся доминантой в самом центре города, неся чуждые социалистической эпохе идеалы. Процесс уничтожения памятника был многоступенчатым. Сначала, на рубеже 1930-х, с колокольни сняли колокола. В фотофонде Государственного архива Омской области хранятся уникальные фотографии вывоза колоколов Ильинской церкви. Затем, община с февраля 1935 г. не смогла внести высокий налог за аренду земли и храма, и здание было использовано для хранения зерна. 31 октября 1935 года вынесено постановление № 1585 Президиума Омского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов:

«1.Договор, заключенный с религиозной общиной Ильинской церкви на передачу аренды молитвенного здания считать расторгнутым.

2.Просить Президиум Облисполкома означенное постановление санкционировать, а здание церкви передать Ленинскому Райсовету, для общественных надобностей».

В феврале 1936 года было принято решение о сносе Ильинской церкви. В одной из частных коллекций сохранилась фотография полуразобранного храма.

Церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти А.С. Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии всех официальных лиц города, выступавшие и трудящиеся приветствовали товарища Сталина, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 г. Здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799 - 1837».

В течение 1920-х - начале 1930-х годов Ильинский храм был кафедральным собором и оплотом истинного Православия в Омской епархии. В день Крещения Господня 1924 года священники - будущие новомученики Александр Соловьев, Петр Олерский и Василий Инфантьев организовали отдельный от обновленцев крестный ход на воду.

Борьба с религией протекала в тех же формах, что и в гражданскую войну, но с учетом социалистической законности. Репрессии против духовенства и закрытия храмов проводились со всей видимостью обоснованности этих мероприятий. Омский священник Василий Инфантьев, наблюдение за которым велось более трех лет, был арестован и вскоре расстрелян. В 19 29 г. в числе множества архиереев, не принявших июльской Декларации митрополита Сергия 1927 года в Омске был арестован архиепископ Афанасий (Молчановский Яков Афанасьевич). С 1929 по 1940 годы он находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.

26 ноября 1929 г. Каганович отмечал в «Правде» большие достижения на фронте борьбы с религией и «невозможный ещё несколько месяцев назад» успех. Начиналась «безбожная пятилетка». В Омске наиболее ярким был процесс против священников Ильинской и Братской церквей, выступивших против обложения налогом общин на несколько лет вперед.

Храм, живший своей повседневной жизнью, когда еще происходили рукоположения в монашество, привлекал самых чистых и праведных жителей Омска. После пострижения в иеромонахи Василия Пляскина на Пасху 1930 года, архиерей Аркадий Ершов сказал в проповеди: «В настоящее время при неверии и развращенности народных масс приобретают большое значение сподвижники, на которых лежит обязанность спасти народ от развращенной жизни... Все народы Европы просвещены Евангелием и склоняются перед Христом, а наших безбожников считают безумцами». Эти безумцы жестоко мстили за верность омской паствы Христу.

 

Трагическая история прихода и священников Ильинской церкви изложена в статях журналистки Ирины Коровякиной и историка Ирины Черказьяновой, а так же в книге лауреата Шолоховской премии Михаила Степановича Шангина «Террор против совести». Исследования этих авторов выполнены на основе следственных дел Управления федеральной службы безопасности по Омской области.

 

В 1931 году состоялся громкий процесс над представителями общин Ильинской и Братской церквей. Было арестовано 23 человека по подозрению в создании и участии в контрреволюционной монархической организации,якобы ставившей целью контрреволюционную агитацию и свержение существующего строя. Затем число проходивших по этому делу увеличилось до 49 человек. Поводом к арестам стала петиция, переданная старостой Ильинской церкви Александром Проскуряковым в Итальянское посольство для передачи Папе Римскому, где звучал протест против закрытия церквей. Церкви повсеместно закрывали на том законном основании, что последние не уплатили налогов. Храмы действительно были задавлены налогами. Так, в 1929 г. был добавлен новый - промысловый, который взяли сразу за два года (за 1928 - 1929 и авансом за 1929 - 1930 гг.). Только для Братской церкви это составило 552 рубля. Для уплаты налогов собирали пожертвования среди верующих как деньгами, так и продуктами. А.С. Проскуряков был отправлен в Москву, чтобы добиться во ВЦИК нерасторжения договоров на аренду церквей с православными общинами.

Среди арестованных были священники: Александр Радонежский, Василий Пляскин, Александр Мирошниченко, Константин Платонов, прошедший жестокий Соловецкий лагерь ссыльный священник Михаил Лебедев и другие. 16 апреля 1931 г. арестовали настоятеля Ильинской церкви Василия Васильевича Федосеева . Отметим, что протоиерей Василий во время следствия вел себя мужественно и все отрицал. 24 сентября 1931 г. арестовали отца Александра, его осудили на три года лагерей. В тот же день арестована и осуждена сторож Ильинской церкви монахиня Пелагея Онищенко (Анищенко) - ее вина заключалась в том, что она привозила продукты, умирающим от голода ссыльным священникам. Среди арестованных был священник Петр Васильевич Олерский, семь раз подвергавшийся арестам. Последний раз его арестовали 29 ноября 1936 г., вслед за епископом Омским Антонием Миловидовым, и осудили в марте 1937 г. на 7 лет исправительно-трудовых лагерей.

Решения суда состоялось только 14 марта 1932 года. Шесть человек отправлены в лагеря на три года, шестерых отправили на три года в ссылку, остальным зачли как наказание более года нахождения в тюрьме под следствием. Как правило, священники из лагерей уже не возвращались. Некоторым из осужденных было 70-80 лет. Пострадали и прихожане храма, в основном, монахини.

Участь Ильинского храма была предопределена двумя факторами: во-первых, тем, что община была разрушена процессом 1930 - 1931 годов, во-вторых, его градостроительным значением, так как храм являлся доминантой в самом центре города, неся чуждые социалистической эпохе идеалы. Процесс уничтожения памятника был многоступенчатым. Сначала, на рубеже 1930-х, с колокольни сняли колокола. В фотофонде Государственного архива Омской области хранятся уникальные фотографии вывоза колоколов Ильинской церкви. Затем, община с февраля 1935 г. не смогла внести высокий налог за аренду земли и храма, и здание было использовано для хранения зерна. 31 октября 1935 года вынесено постановление № 1585 Президиума Омского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов:

«1.Договор, заключенный с религиозной общиной Ильинской церкви на передачу аренды молитвенного здания считать расторгнутым.

2.Просить Президиум Облисполкома означенное постановление санкционировать, а здание церкви передать Ленинскому Райсовету, для общественных надобностей».

В феврале 1936 года было принято решение о сносе Ильинской церкви. В одной из частных коллекций сохранилась фотография полуразобранного храма.

Церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти А.С. Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии всех официальных лиц города, выступавшие и трудящиеся приветствовали товарища Сталина, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 г. Здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799 - 1837».

 Позднее установили гипсовый памятник В.И. Ленину, замененный в 1957 году монументом, выполненным скульптором Абдурахмановым. Археологический раскопки показали, что памятник стоит на паперти церкви. В первой половине 1990-х годов поднимался вопрос о реновации храма, был выполнен его эскизный проект, но воссоздание его не состоялось, вследствие протеста граждан с коммунистическими убеждениями и отсутствия финансирования. Сейчас в сквере - за памятником Ленину установлены памятный камень в честь посещения Омска Патриархом и Ильинская часовня. Высокопреосвященнейший Митрополит Омский и Тарский ежедневно служит молебен и совершает Крестный Ход вокруг часовни, в котором православные молятся о воссоздании Ильинского храма-мученика. Думается, что каждый проходящий через сквер Ильинской горки должен помолиться за души репрессированных верующих и мирян нашего города.

http://www.omsktime.ru/church/ilia.html

 

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея