|
ЕВХАРИСТИЯ
« Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:47-51) Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в Таинстве Причащения. Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной вечере апостолы. Теперь в храмах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам. Причащение - это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство вечно соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни.
(часто задаваемые вопросы...)
ЕВХАРИСТИЯ
1/Везде встречаюсь с тем, что Причастие - самое важное таинство в христианстве, чуть ли не важнее крещения. Но почему?
Евхаристия - это Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам "жизнь с избытком", избрал для этого не какой-нибудь мыслительный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека - через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Наше участие в этом Таинстве, приобщение Чаше Жизни дает нам все, что есть в Церкви - оправдание, освящение, бессмертие. Все Таинства созидают Церковь: но Евхаристия - даже выше того: она и есть эта созидаемая Церковь. Евхаристия и Церковь - понятия почти тождественные. Евхаристией связываются люди в Тело Христово: все мы причащаемся Одного и Того же Христа, Его Святейшие Тело и Кровь проходят до последних частиц нашего существа - и мы становимся через это ближе, чем братьями и сестрами: одним Телом, в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Через Евхаристию мы живейшим образом связываемся и с Церковью Небесною. Евхаристией земля и Небо соединяются в одно, неделимое, вечное, но и здесь уже, на земле сущее, Тело Христово.
Таинством Евхаристии как бы "навершаются" прочие Таинства: без Причащения Святых Христовых Тайн все прочее не то, чтобы недейственно - вовсе нет; каждое Таинство есть действие всесильной и всеполной благодати Божией; но некоторым образом несовершенно, подготовительно, недостаточно. Это видно из самого устроения Церкви: Церковь вменяет нам в обязанность регулярное причащение; прочие же Таинства принимаются нами либо один раз (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале - Брак), либо употребляются по надобности (Покаяние, Соборование). По канонам Церкви человек, пропустивший три воскресения подряд без участия в Евхаристии, т.е. без причащения, тем самым ставит себя вне Церкви. Нельзя говорить, что Крещение "менее значимо", вовсе нет; но Крещение - начало церковной жизни христианина, а Евхаристия - ее центральный пункт; одно приводит к другому.
1.Словосочетание "Тело и Кровь Христовы" несколько режет слух. Почему Святые Дары носят такое название? У многих людей оно вызывает неприятные ассоциации.
Святые Дары носят такое название, во-первых, потому, что так их назвал Сам Христос, а во-вторых, потому, что эта формулировка точно, прямо и недвусмысленно показывает саму сущность Святых Христовых Тайн.
Что же касается того, что "режет слух" - в христианстве вообще очень много чего режет не только слух, но и вообще устои существования большинства людей. Возьмите начальные, элементарные христианские вещи - не блудить, быть целомудренным; не гоняться за деньгами, используя людей как цель; быть просто порядочным человеком; судить себя и жизнь по Евангелию - все это может быть чрезвычайно неприятно современному человеку. Истины Христовы острее бритвы, и это факт, с принятия которого, собственно, и начинается христианская жизнь.
2.Я верующий православный христианин, но в церковь хожу редко. Слышал о том, что если человек не исповедуется и не причащается, он не может считаться настоящим членом Церкви Христовой. Я хотел бы знать, зачем нужно причащаться, если и без этого я верю и чувствую свою причастность к Русской Православной Церкви?
Должен Вас огорчить. Ваша оценка самого себя как "верующего православного человека" не соответствует действительности. Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под "чувством принадлежности к Русской Православной Церкви" (освящение куличей? окунание в проруба в ночь под праздник Богоявления? радость о победе св. Димитрия Донского на Куликовом поле?), но если Вм только "слышали" о том, что христианину необходимо часто исповедоваться и причащаться, не понимая при этом, зачем это нужно, то Вам необходимо "снизить планку" Вашей самооценки и счесть себя только лишь, вступившим на церковный порог. Это позволит Вам начать учиться христианской жизни: прочитать Новый Завет, святоотеческие книги (рекомендуют начать со святителя Феофана Затворника) и церковно-научную и церковно-практическую литературу; спрашивать, если Вам что непонятно, священников ближайшего к Вам храма, влиться в жизнь церковной общины. Тогда Вы обретете подлинную причастность ко Христу и Его Церкви, и заданный Вами вопрос отпадет.
3. Я - новоначальный христианин. Долгое время никак не мог решиться приступить к Святым и Страшным Христовым Тайнам. Сейчас чувствую, что внутренне готов этому шагу. Но, как я знаю, необходимо как-то готовься к этому Таинству. В чем заключается подготовка Причастию?
Главная подготовка уже совершилась в Вашей душе - то Ваша готовность приступить ко Христу. Надо знать, что самое важное - алкать и жаждать Христа, не только осознавать, но и чувствовать всем своим существом, что без Него нет жизни, что только приобщаясь к Нему, мы получаем свет и смысл существования, силу, крепость, разум, здоровье, мир, радость, счастье, любовь и бессмертие. Не всегда душа человеческая может пребывать на такой высоте, и, я бы сказал, "остроте" осознания этого. Поэтому для того, чтобы восстанавливать, "возгревать" в душе чувство жажды жизни во Христе, Церковь предлагает и внешнюю подготовку, заключающуюся в воздержании, отрешении, по возможности, от бытовой суеты, усиленной молитве, посещении богослужений и чтении молитвенного Правила перед Причащением. Смысл всех этих правил в то ,чтобы помочь душе придти в соответствующее духовное настроение.
4. Последнее время меня очень волнует один вопрос. Он возник после того, как я поймал себя на мысли, что не глубоко ощущаю момент принятия Святых и Страшных Христовых Тайн. Все происходит несколько механически, без глубокого осознания. При таком, поверхностном по сути дела отношении к Причастию, не возникает ли ситуация, что оно только "в суд и осуждение"?
Обычно христианин причащается с великой духовной радостью и воодушевлением. Но не всегда мы во время и после Причащения испытываем те или иные чувства. Это происходит по двум причинам: во-первых, Сам Господь скрывает их от нас, чтобы мы искали не "чувств", а жизни во Христе, а она свидетельствуется прежде всего решимостью и силой исполнять Его заповеди; во-вторых, душа человеческая - не раз и навсегда заведенная "машинка"; она может и уставать от духовного напряжения; в моменты такой усталости душа не в состоянии отчетливо ощущать духовные вещи. Здесь нужно смотреть по ситуации. Если Вы причащаетесь регулярно и часто, то возможно дать себе некий отдых и пропустить Причастие один или два раза. Если это - испытание от Господа, то нужно постараться выяснить, какова его причина. Дело в том, что Причащение Святых Христовых Тайн не должно рассматриваться "в отрыве" от всей христианской жизни. Главнейший критерий ее правильности - христианский взгляд на все, вплоть до самых мелочей нашего существования, и возможность во всех этих мелочах (не говоря уже о более "крупных" вещах) применить и исполнить заповеди Христовы. Если наше нравственное чувство все более и более утончается, если мы судим обо всех сторонах жизни все более и более правдиво и евангельски, если мы реально начинаем исполнять заповеди Божий, если осуждение и недовольство людьми от нас постепенно отходит и заменяется жалостью, сочувствием, состраданием, пониманием, любовью, если в нас все более и более усиливается жажда жизни со Христом - то мы должны осознать в этом плод действия Тела и Крови Христовых, которым мы более или менее часто приобщаемся. Если же для нас Причащение - нечто, никак довлеющее, и никак не влияет на нашу христианскую жизнь, то не только те или иные духовные чувства перестанут ощущаться нашей душой, но и, действительно, "раздвоение" между Таинством и жизнью может послужить нам в суд и осуждение. Причащение Святых Тайн неотделимо от евангельской жизни - вот главное, о чем нужно помнить. А то бывает так, что человек полон ненависти к, скажем, людям другой национальности, или к тем, кто мыслит о частностях церковной жизни чуть иначе, чем он, и т.п. И вот такой "ревнитель православия", считающий даже порой эту свою ненависть делом правым, подходит к Чаше и вкушает Тело и Кровь Бога Любви... естественно, ничего хорошего из этого получиться не может.
6. Принимая Святые Тайны, очевидно, что этот день мы должны провести как-то особенно. Что говорит по этому поводу Церковь? Как нужно себя вести весь оставшийся день, после причастия? Правда, что в этот день нельзя работать? Я слышала, что даже говорить в этот день нежелательно, чтобы не растерять полученную благодать. Это так?
Действительно, после Причастия не хочется рассеиваться, душа требует провести хотя бы первое время после приобщения Христу в уединении, сосредоточении, благоговении, некотором отдыхе от всякой суеты. Но дело не в работе. "Растерять благодать" (если уж употреблять этот термин) можно лишь от греха; если же Ваши обстоятельства понуждают Вас что-то делать, или с кем-то общаться, то и делайте это - безо всякого смущения. А "особенное" для людей внешних, но обыкновенное для христиан ровное, мирное, немногословное, молитвенное и радостное для ближних провождение времени должно быть не только в день Причастия, но и во все дни нашей жизни. И это тот критерий, по которому мы можем узнать степень "духовной пользы", которую, в числе прочего, доставляет нам Таинство Евхаристии.
7. Как часто для православного христианина необходимо причащаться?
Это вещь индивидуальная. По церковным правилам - не реже, чем один раз в три недели. Для сознательно живущего христианина невозможно причащаться реже, чем один раз в месяц. Многие причащаются и чаще: раз в две недели, или и каждую неделю. Здесь необходимо сказать, что не само по себе частое причащение имеет значение, а христианская жизнь, которую ведет человек. То, как часто христианин причащается, должно исходить не из какой-нибудь "схемы" ("непременно, во что бы то ни стало, невзирая ни на что, причащаться раз в десять дней"), а из внутренней потребности христианина. Чем чище, духовнее и нравственнее его евангельское существование, тем большую и частую он испытывает потребность приобщаться Христу. Поэтому исходить в этом вопросе нужно именно из христианской жизни, ее полноты и напряженности, а не из каких бы то ни было иных соображений.
8. У меня, к сожалению, нет возможности посещать воскресную службу. В любой ли день есть Литургия, когда можно причащаться взрослому человеку?
Если в храме совершается ежедневное богослужение (бывают церкви, в которых служат только по воскресным и праздничным дням), то, кроме понедельников, вторников и четвергов Великого Поста, Вы, должным образом подготовившись, беспрепятственно можете причащаться Святых Христовых Тайн.
9. Зачем во время принятия Святых Христовых Тайн руки складывают на груди?
Такова церковная традиция - в знак благоговения перед Телом и Кровью Христа мы крестообразно складываем руки на груди.
10. Подходя к Чаше, я часто сталкиваюсь с тем, что постоянные прихожанки, как правило, бабушки, настаивают на том, чтобы первыми причащались мужчины. Почему принято к причастию первыми пропускать мужчин? И принято ли? - может, это очередные правила, установленные самими "бабушками"? Объясните, пожалуйста, смысл этого установления.
Дело здесь вовсе не в бабушках. Это изначальная церковная традиция - когда мужчины первыми подходят к Таинству. Современное "эмансипированное" сознание может усмотреть здесь даже и своеобразную "дискредитацию" женского пола... но в Церкви все зиждется на библейских основаниях, согласно которым, хоть женщина нисколько не "хуже" и не "ниже" мужчины, но сначала был сотворен Адам, а затем Ева, и мужчина имеет, так сказать, "первенство чести", которое и проявляется в церковном чине.
11. Меня давно волнует один вопрос, но у священника на исповеди как-то неловко об этом спрашивать. Входит лив пост перед принятием Святых Таинств воздержание от супружеской близости?
Да, подготовка к Причастию предполагает непременное воздержание от супружеской близости за несколько дней (минимум - один-два дня) перед участием в Таинстве.
•12. У меня маленькая дочь. Скажите, пожалуйста, распространяется ли на маленьких детей запрет на принятие пищи и воды перед причастием? Я слышал, что младенца перед причастием полагается не кормить и не поить с полуночи. С какого возраста?
Ровно с того возраста, с которого ребенок может без напряжения выдержать отсутствие еды и питья. Очевидно, что это никак не может относиться именно к младенцам. Категорически нельзя превращать для детей Церковь в изуверство. Дисциплинарные правила Церкви относятся к взрослым людям, на маленьких детей они не распространяются.
13. Я столкнулась с такой ситуацией, что на Литургии Преждеосвященных Даров мне отказали в причащении младенца; взрослые же причащались. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не могут причащаться младенцы, но только взрослые?
Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.
14. Мы несем к причастию маленьких детей, идем сами и все причащаемся из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в Чашу. Как быть, что делать?
Ничего не делать, а главное - не волноваться. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевал. Это величайшее Таинство Церкви, данное нам в числе прочего и во исцеление души и тела; и Господь не посрамляет веру христиан.
15. Зачем Причастие запивают так называемой "теплотой" и заедают кусочком просфоры?
Для того, чтобы в устах не оставалось ни малейшей частицы тела и Крови Христовой, и чтобы случайно не произошло неблагоговейное с ними обращение (когда, например, человек покашляет, и частица Святых Дарон вылетит изо рта). Этим Церковь подчеркивает свое величайшее почитание Святых Даров, оберегая малейшую часть их как зеницу ока.
16. Можно ли после причащения Святых Тайн прикладываться к руке священника и к иконам, а также совершать земные поклоны? Я слышала разные мнения на этот счет.
Обычно в знак величайшей духовной радости причастник не делает земных поклонов в день причастия (тем более если оно совпадает с воскресным или праздничным днем). Но если в душе есть потребность сделать земной поклон, то никакого препятствия, особенно в домашней обстановке, к этому нет. Прикладываться к иконам, руке священника, кресту и прочим церковным святыням после причастия вполне можно.
|
|