|
Размах русской души
Развевающиеся ленты, сарафаны, кружащиеся пары, хороводы, песни, берущие за душу, удалое веселье, размах русской души - вот то, что является постоянным в таком институте народной жизни как вечерка. Оказывается и наши предки, наши прабабушки и прадедушки, умели веселиться. Только вот делали они это без пошлости, без употребления алкогольных и табачных изделий, что считается «модным » на современной тусовке. Чтобы поближе познакомить читателя с институтом вечерки, приведем историческую справку: «Зафиксировано два вида молодежных посиделок: будничные и постовые посиделки с обязательным «родительским наказом» - работой; и праздничные посиделки - вечёрки с весельем, поцелуйными играми, шуточными песнями. Если в первом варианте собирались одни девушки, и присутствие ребят было редким исключением, то второй вариант наоборот предполагал совместное времяпрепровождение. Наибольше развитие и специфику вечёрка получила в Сибири в силу её природно-климатических условий: короткое лето, требующее огромного трудового напряжения в сельскохозяйственный период и очень длинная, суровая зима. В Сибири на вечёрку молодёжь собиралась по воскресеньям вне постового времени. Отличительной чертой вечёрки являлась совместная трапеза в форме чаепития. Традиция сроков сборищ молодёжи в избах в значительной мере зависела от местного климата: на Севере они начинались с конца сентября или начала октября. Вместе с тем открытие сезона посиделок приурочивалось в каждом месте к конкретной дате церковного календаря; на Иоанна Богослова (9 октября); на Покров (14 октября); на Козьму и Демьяна (14 ноября) и прочее. В Сибири рабочие посиделки начинались с середины сентября - с Воздвиженья. В Сургутском уезде вечерки устраивались круглый год, потому что там не было летней страды. В Вечёрках принимала участие вся деревенская молодежь в возрасте женихов и невест, то есть 14 - 16 лет для девушек и 17 - 19 лет для парней, такие возрастные рамки наиболее распространены. Парни из других селений на вечёрку допускались, но не всегда и на разных условиях - в зависимости от того, зачем они приехали в деревню или село. Поведение их строго регламентировалось: запрещалось то, что разрешалось «своим», они могли лишь присутствовать на вечёрке. В свою очередь во время съезжих храмовых праздников «чужой» молодёжи было немало и те из них, кто приезжали в гости к родственникам, приходили на вечёрку без выкупа. Большим уважением пользовались «чужие» парни и девушки, гостившие во время Святок. Парни, пришедшие из соседних деревень не в гости, а только поиграть на вечёрке, должны были дать выкуп местным ребятам. В том случае, если «чужие» позволяли себе вольности, их немедленно выставляли с позором (вываляв в дегте или грязи) и отныне не допускали на вечёрку. Так же на вечёрку не допускались девушки, имеющие внебрачного ребёнка, либо худую славу. Это объясняется тем, что потеря девственности всегда считалась в крестьянской среде большим грехом. Девушек на вечёрку приглашали парни, с этой целью они отпрашивали их у родителей. Интересен тот факт, что особенное отношение к святочным вечёркам сохранялось даже до Великой отечественной войны: родители, которые не отпускали своих дочерей на воскресные вечёрки, отправляли их на святочные, даже против воли последних. По приходу в избу из среды молодёжи выбирался старшина, комиссар, генерал (енерал) либо бригадир - «начальник» вечёрки, в обязанности которого входило наблюдение за поведением молодёжи, соблюдение порядка и выбор игр, если село или деревня состояли из двух концов или сторон, то в каждом был свой «начальник», часто они имели разные названия. Вечёрочные игры, песни, танцы поражают своим количеством и разнообразием. Самой древней пляской является круговая (пляска на кругу), её бытование в Сибири зафиксировано повсеместно в среде русских старожилов. Большое распространение получили различные танцы, проникавшие в быт русского крестьянина с начала XIX века из городской среды и от переселенцев из западных губерний России и Белоруссии. В Омской области большинство кадрилей и других танцев были записаны от белорусских переселенцев. Возвращались с вечёрок шумной гурьбой. Сначала парни провожали всех девушек до самых ворот, а затем сами расходились по домам, причем не допускалось отставание отдельных парочек, если подобное было замечено родителями девушки, она лишалась возможности погулять на вечёрке». Вот такие вот гуляния когда-то жили на нашей земле. Лилась по земле русская песня: протяжная, лирическая, казачья, историческая... Каждый православный праздник был всеобщим, а не маленькой группы людей, которых считают странными, потому что они «ходят в церковь и ставят свечки». Все было свое, родное - от частушки до былины, от вышитого манжета до свадебного сарафана - все было пропитано русским духом, духом Православной веры. Что же мы видим сейчас? Непонятно зачем кто-то подменил испокон веку бывшие идеалы русского народа на прозападные, пагубные для русского человека. И вот, в последние десятилетия, некоторые представители интеллигенции, остро переживая за утраченную народом свою родную культуру, занимаются сбором фольклора - сбором этнографических материалов, песен, традиций, образцов народного костюма. Это движение представлено и в нашем городе Омске. Восстановлением и сохранением традиций занимаются такие центры как: Сибирский культурный центр, центр патриотического воспитания детей и молодежи «Пересвет», центр воинских традиций «Хорт». Также существует множество центров и ансамблей по всей Омской области, по всей России. Существуют факультеты посвященные изучению традиции и этнографии. И очень радостно, что сейчас люди начали хоть немного осознавать ошибки прошлых лет, стали стремиться к своим корням. Конечно, сейчас народная культура из собственно народной стала элитарной, поскольку очень не легко выветривается стереотип, привитый за XX век, но для тех кто просто захочет посмотреть: «А что же такое моя собственная культура?» - она доступна как никогда. Вечерочные центры ждут всех желающих. Собирание традиций дело очень кропотливое. Этнографические экспедиции, чьей задачей это, собственно, и является, проводятся в деревнях и селах по России, Украине, Белоруссии, в частности и в нашей Омской области. Происходит это следующим образом: группа фольклористов опрашивает местное население на предмет наличия и знания традиционных песен, устоев, ремесел и так далее. Все собранные материалы не просто тщательно сохраняются, а получают новую жизнь - ремесла заново осваиваются, традиционный костюм кроится на современной ткани, песня разучивается фольклорными коллективами, тщательно сохраняющими традиционную манеру пения. Таким образом, наша культура еще пока живет, и нужно всячески стараться не дать ей погибнуть, ведь нет ничего хуже народа безкультурного, не имеющего «царя в голове». Также, наши омские фольклористы активно сотрудничают с коллективами из других городов, «фестивалят», как они сами любят говорить. Так, коллектив «Сретение» побывал в г. Екатеринбурге на фестивале «Димитриев день», проводившийся с 6 по 8 ноября. Фестиваль этот, мужской традиционной культуры, приурочен к Димитриевской родительской субботе, днем поминовения усопших воинов - защитников Государства Российского. Воистину, русский народ исконно православный, и настоящая «народность» не мыслима без Православия. Поэтому и все праздники, все гуляния народные такие воздержанные и целомудренные, но в то же время веселые и захватывающие. Каждый элемент имеет свой смысл, будь то стеношный бой, который способствует разрядке и избавлению от отрицательных эмоций перед постом, либо обряд окручивания невесты, когда одна девичья коса расплетается на две женские, и голова молодой покрывается головным убором, либо платком, символизирующим покорность перед супругом. Настолько была осмыслена русская наша культура, всему было свое время - «делу время, а потехе час» - и свадеб в пост не играли, и Бога чтили, и родителей. Слава Богу, что наш город Омск занимает не последнее место в деле возрождения русской традиционной культуры. И коллективов фольклорных у нас много, и гуляния народные проводятся в городе, и вечерки. В храме Св. Мчц. Татианы, студенческом приходе Омского Государственного Университета, вечерки проводятся каждое воскресение, естественно, в непостовые недели. 22 ноября состоялась последняя вечерка перед рождественским постом. Во время же поста традиционны постовые посиделки - поются постовые песни, духовные стихи, кроятся и шьются праздничные костюмы к Рождеству. В приходе св. мц. Татианы - студенческого храма Омского Государственного Университета - они проводятся каждое воскресенье. Надеемся, что сердца наши еще открыты чистой и смиренной радости. Милости просим!
Мария Карпачева, фотограф: Сергей Юрлов.
|
|