|
Фестиваль в честь Димитрия Солунского
Так случилось с участниками омской фольклорно-этнографической студии «Сретение», отправившейся в город Екатеринбург на фестиваль мужской традиционной культуры «На Дмитриев день», что попали они не только на фестиваль, но и в паломничество по местам мученической гибели святых царственных страстотерпцев - семьи последнего императора России Николая Второго. Фактически все члены коллектива - выпускники или учащиеся Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского, филологического факультета и факультета Теологии и Мировых Культур. Праздник, к которому приурочен фестиваль - «На Дмитриев день» - суббота перед 8 ноября - день памяти великомученика Димитрия Солунского, так называемая Димитровская родительская суббота, в которую поминаются все православные воины, за Веру и Отечество на поле брани убиенные. Установление этого поминовения принадлежит Дмитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших в ней воинов, решил ежегодно чтить память погибших перед днем своего святого - Димитрия Солунского. Впоследствии вместе с воинами стали поминать вообще всех православных христиан, в вере и надежде вечной жизни скончавшихся. Несколько слов о Димитрии Солунском. Принявший мученическую смерть за веру Христову от императора Максимилиана (около 306 года от Рождества Христова), Димитрий особенно почитается славянскими народами, а в русских былинах и вообще изображается русским по происхождению. Память о нем в нашем народе издревле связывается с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Вот почему он изображается на иконах в виде воина в доспехах с копьем и мечом в руках и с молитвой на свитке, с которой святой обращается к Богу: «Господи, не погуби град и людей. Если град и людей спасешь - с ними и я спасен буду. А если погубишь - с ними и я погибну». Фестиваль «Димитриев день» проводится в городе Екатеринбурге уже 15 лет по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, нынешний - юбилейный. Фестиваль, как уже говорилось, посвящён представлению разных сторон мужской традиционной культуры, поэтому самыми важными составляющими явились мастер-класс по "бузе" (один из видов русского рукопашного боя, реконструированный Г.Н.Базловым, к.и.н., по этнографическим материалам северо-запада России) и стеношный бой. Бой этот - «стенка на стенку» - оставил у наблюдавших впечатление неистовой стихии, которую остановить можно только изнутри, ощущение силы, мощи, и в тоже время братской любви. Вид сшибающихся с двух сторон живых волн со смельчаками впереди, которые заскакивают на полотно из бойцов, перехватывает дыхание. Откуда же здесь братская любовь? Главное правило стеношного боя - бой с любовью, то есть наносить удары соперникам нужно не со злостью, а с чувством братства. После стенки соперники братаются, и в этом действе видна любовь, которая ранее выражалась в ударах. Традиционно в «стенке» екатеринбуржские кулачники выступали против фольклористов из прибывших коллективов. Безусловно, стеношный бой - одно из самых ярких впечатлений, оставшихся в пямяти омских путешественников. Другое ярко запечатлевшееся в памяти мероприятие - молодежные вечерки. Количество желающих плясать превышало доступную площадь и приходилось выстраиваться в 2 улицы, или образовывать 2-3 круга, что не смогло помешать всеобщему веселью - плясали так, что «ноги отваливались». Коллективы, прибывшие на фестиваль, представляли разные регионы и традиции. Их география: «Межа» - г. Тверь, «Сороки» - г. Ижевск, «Перезвон» - г. Екатеринбург, «Воля» - г. Первоуральск, «Матица» - г. Череповец, «Вагане» - Вологодская обл., «Багренье» - г. Екатеринбург, Алексей Мехнецов из Санкт-Петербурга (на этом фестивале он представлял наигрыши на гармошке), «Сретение» - г. Омск. Также порадовали участников фестиваля такие люди, как сказочник из г. Москвы Вячеслав Асанов и скоморох из г. Ревдинска Александр Бормотов. Благодаря их взаимодействию заключительный концерт стал настоящей сказкой, все коллективы одарили чудесами и памятными подарками. Финальная песня - вариант донского распева «Ты, Россия» - громом голосов раскатилась по Царскому залу Уральского Горного Университета, где проводился концерт. Нельзя было остаться равнодушным, слушая эти сильные мужские и красивые женские голоса, поющие о своей России, многострадальной, но счастливой, непобедимой - Православной России. Такой фестиваль, конечно, событие не рядовое, и посетить только его было бы замечательным достижением, но какая благодать была оказаться рядом с такими великими святынями, как Храм на Крови и Ганина яма! В воскресение, как и положено всем православным христианам, «Сретение» побывало на Божественной Литургии в Храме на крови, возведенном на месте дома купца Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Самый младший член ансамбля - Иеремия, сын руководителей ансамбля, Ильи и Елены Чешегоровых - удостоился причащения Святых и Божественных Христовых Таин, как раз накануне своего пятилетия. Сразу из Храма «Сретение» отправилось в мужской монастырь в честь святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Здесь, в шахте, были обретены останки Семьи Романовых - фрагменты одежды, пуговицы, ордена. Хотя и тут много неясностей - в семи километрах от этого места были обнаружены останки ещё 9 человек, также обгоревшие и обугленные. Останки эти ныне покоятся в Петро-Павловском соборе в г. Санкт-Петербурге, в усыпальнице рода Романовых. Хотя точно сказать, что это и есть останки Царской семьи, невозможно. Монастырь - место благодатное, свидетельствует об этом вся атмосфера и окружающая природа. Множество храмов среди леса, стройных березок и сосен; пробивающиеся сквозь стволы лучи солнца,
белый, искрящийся снег... Храмы все деревянные, только один, еще строящийся, будет каменный. И такое впечатление «родного» производят эти живописные церквушки, березки, снег... Вот она - Россия православная - сильная, красивая! А в каждой церкви, воистину, Дом Божий: аромат ладана и свежего дерева, темные деревянные стены, полоски струящегося света из маленьких резных окошек, горящие свечи, теплые лики друзей Божиих, шепот молитвы... И колокольный звон - чистый, звонкий, молитвенный, радостный, наверное, свойственный только для этого места - так порадовал душу и согрел сердце, несмотря на внезапно упавший мороз... Вдоль дорожек стоят щиты с фотографиями царской семьи - благородные, красивые лица. Правда, глаза у них грустные, но добрые, словно предчувствующие свою участь - страстотерпческую кончину во славу Господа нашего Иисуса Христа. Нет, не безвольное подчинение своей смерти, а подвиг подражания Господу: так и царская семья понесла свой крест до конца за весь народ русский, который отныне до самого конца будет отмаливать свой великий грех - убийство царя. На посещении Ганиной ямы, однако, чудеса не прекратились. Совершенно "случайно" «Сретение» проезжало мимо женского Ново-Тихвинского монастыря, где хранились мощи Николая Чудотворца, адмирала Ушакова, святых отцов Киево-Печерской обители. Божий промысел был воистину явлен в этот день. В храме были антифоны по образцу средневековых монастырей, - может быть, потому, что редко их нынче встретишь, - так ярко они запечатлелись в памяти. И невозможно не отметить книжный магазин в этой обители - услада для теолога, студента или выпускника неважно - огромное количество изданий Священного Предания, редких книг, которые так трудно найти в обычных магазинах. И так не хотелось уезжать из этого города, подарившего за каких-то три дня столько впечатлений, приоткрывшего тайну Божественного Промысла, который порой так хочется православной душе ощутить на себе.
Автор - Мария Карпачева Фото - Сергей Юрлов Студенческая православная авторская студия «СПАС» www.s-p-a-s.ru
|
|