|
Омская молодежь приняла участие в работе XIX Кирилло-Мефодьевских чтений, состоявшихся в мае этого года в Томске
В мае этого года в г.Томске состоялись ХIХ Кирилло-Мефодьевские чтения. Для омичей - участие в работе чтений становится уже традицией. В этом году представлять Омско-Тарскую епархию в Томск поехали члены молодежного движения им.Новомучеников Омских диакон Михаил Яхненко, Артем Ахметшин, Илья Балабонкин. Впечатлениями о Кирилло-Мефодьевских чтениях, о томских святынях, о Томске и томичах поделился студент факультета Теологии и мировых культур Илья Балабонкин.
Дни славянских просветителей в Томске Далекому от сибирских краев человеку кажется, что нет более близких по облику и истории городов, чем Омск и Томск. На самом же деле их отделяют не только тысячи километров, климатические зоны, но и совершенно разные судьбы.«Сибирские Афины», «Студенческая столица», «Первый университетский город», - все это о Томске. Удивительно интересная история, замечательно привлекательные улицы и деревянные резные теремки-дома, Университетская роща, богатейшая научная библиотека, православная семинария, святой старец Феодор Томский - одна из самых интереснейших и загадочных личностей в истории России, - обо всем вспоминаешь, по хорошему завидуя жителям Томска и тем, кто приехал только для того, чтобы закончить томский вуз.Но со мной бы не согласились два известных пассажира, два века назад посещавших этот город проездом. Первый, французский путешественник Эдмон Котто (отрывок из его книги «Путешествие из Парижа в Японию через Сибирь» опубликован в местном журнале), испытал на себе все ужасы сибирской весны и, смываемый водными потоками на городских улицах, был горд, что выехал отсюда первым из своих спутников. Львиную долю его воспоминаний составляет восхищенное описание... устройства гостиничного рукомойника. Второй же, А.П. Чехов, путешествую на Сахалин, при переправе через Томь, едва не утонул и сильно простудился. Город ему чрезвычайно не понравился, и он отозвался о нем очень нелестно, назвав его "нетрезвым" и "свиньей в ермолке". Томск не забыл. К 400-летию города, в 2004 году на набережной р.Томи был поставлен карикатурный памятник: босоногий писатель, держащий зонт за спиной и хмуро взирающий на город. Надпись на пьедестале свидетельствует о несколько нетрезвом взгляде автора, который, к тому же, не читал Каштанки. В такой несерьезной манере город показал свою гордость.Действительно, современному Томску есть, чем гордиться, а нам, чему завидовать. Например, молодые томичи имеют возможность ежегодно с 1990 года участвовать в таких интереснейших мероприятиях, как Славянские чтения, посвященные святым Кириллу и Мефодию, приглашать на них молодых людей со всего региона, делиться своим духовным богатством и обогащаться духовно самим.Мне посчастливилось побывать на этом празднике второй раз, поэтому была возможность проверить свои первые впечатления.В этом году наша делегация была небольшой: 2 студента-теолога 3 курса, Ахметшин Артем и Ваш покорный слуга, возглавляемые дьяконом о.Михаилом Яхненко.Такой состав соответствовал цели визита: один из основных вопросов, стоявших перед участниками чтений, заключался в способах миссионерства среди студенческой среды. Неслучайно, и соответствующая секция чтений «Храм при вузе? Вопросы взаимодействия» проходила именно в стенах бывшего храма в честь Казанской Божией Матери при ТГУ, ныне здесь располагается концертный зал. Кстати, как это обычно бывает, вместе с потерей своего статуса помещение сохранило многие архитектурные особенности храма: например, отчетливо выделяется солея, кафедра для выступающих, как нарочно, находится на амвоне, над алтарной частью сохранилось полукружие, только вместо креста на нем - античный орнамент. Формы и размеры помещения напоминают бывшего брата по несчастью, храм св. Татианы в Москве, который, наверное, выглядел подобным образом до возвращения его церкви.В этом году гостями чтений стали: главный редактор Журнала Московской Патриархии и газеты «Церковный вестник» С. В. Чапнин и зав. миссионерским отделом Смоленской епархии священник Святослав Худовеков, тоже редактор, выпускающий молодежную миссионерскую газету.Свое выступление Сергей Валерьевич начал с обозначения проблемы: современное сознание не справляется с поступающим количеством информации, зачастую принимая ее некритически. Посмотреть же со стороны на мир, не будучи ангажированным зрителем, это возможность православного сознания, имеющего опыт тишины (исихии). Сегодня, в целях пропаганды нередко используются принципы иконографии, т.е. символа, связывающего горний и дольний миры. Теперь этот символ используется для пропаганды земных вещей, он - форма, не имеющая содержания. Богословские споры всегда шли о содержании, но не о форме. Сейчас человеку непонятна даже форма церковной жизни. Поэтому, перед миссионером стоит сложная задача - как сделать понятным, но не доступным и более простым, но не бедным смысл христианского благовестия.Тему миссионерства продолжил о.Святослав: Одна из главных проблем современного общества - типовая культура. Обращаясь к определенной аудитории, мы попадаем в антимиссионерскую ситуацию. Миссионерам как бы стало «скучно»: они идут на рок-концерты, где сама аудитория ищет «диковинки». Нужно же идти к людям, а не к субкультурам. Миссионерская работа должна быть службой, как пример можно привести служение священника в университете в Англии, который сам в определенное время находится там, чтобы студентам было легче подойти к нему... Мы сейчас словно вернулись во времена до IV в. по Р.Х, вокруг Церкви опять - языческое окружение. Эта проблема решается опытом церковного учительства II-III вв. Учитель Церкви, по слову Святых Отцов, подобен Моисею, который выводит воду из скалы. Сила проповеди сейчас не в силе слов, а в их истинности. Как писал свт. Николай Японский, миссионеру нужно уметь излагать свою веру в простых словах.В завершение программы, слово было предоставлено участнику нашей делегации Ахметшину Артему, представившему опыт миссионерской деятельности нашего прихода. Выступление вызвало у местной молодежи большой интерес, т.к., несмотря на хорошо развитое молодежное движение при Томской Духовной Семинарии, томская молодежь не имеет такой миссионерской площадки при вузах города.Со слов наших сопровождающих, город Томск - место, где принцип толерантности выполняется буквально: если какое-то мероприятие позволено провести православной церкви, то тут же дается распоряжение для проведения подобного же дела мусульманам, католикам. То же самое и со строительством любого культового здания. Такое впечатление, что в Томске православных не больше, чем католиков. Хотя богатейшая история города, вся его культура - православная, как и в любом российском городе. И все-таки, самое интересное в Томске имеет православные корни, даже если это связано с современностью. Всем студентам известна святая покровительница студентов - Татиана, христианская мученица первых веков христианства. Многих удивляет то, что на одной из центральных площадей Томска недавно установлен памятник святой мученице Татиане, но уж очень по-современному он выглядит. Стройная, красивая молодая женщина с волосами, подстриженными по моде ХХ века. Студенты Томска, далекие от глубин православия, почитают ее своей покровительницей. Даже сложились традиции, связанные с этим местом. Вот одна из них, называемая «book-change»: сдав успешно экзамен, несут уже ненужные конспекты и оставляют у подножия статуи для тех, кому они нужнее. Там же мы увидели аккуратно расставленные книги, не новые, но еще вполне читаемые. Каждый может взять и оставить то, что он захочет. Я взял на память небольшой сборник рассказов Паустовского.И мало кто из томичей знает, что это памятник святой новомученице Татиане (Гримблит), расстрелянной в 1937 г. в печально известном подмосковном Бутове. Родилась в 1903 г. в Томске, там же закончила гимназию. Юность ее совпала с жесточайшими репрессиями против православной церкви, верующих, священников. Те из них, кто оставался верен истинной иерархии, получали полупрезрительное прозвание «тихоновцев», к ним принадлежала и святая мученица. Татьяна всю свою недолгую жизнь отдала помощи тем, кто переносил страдания в тюрьмах и ссылках. Весь свой заработок она тратила на посылки и передачи арестованным архиереям, священникам, верующим. Конечно, ее деятельность вызывала гнев властей. Ей самой пришлось не раз переносить аресты, лагеря. Освоив ремесло фельдшера, Татьяна еще более помогала невинным страдальцам. Православные врачи тоже считают ее своей покровительницей.Вообще, с историей Томска мы познакомились благодаря семинаристам Антону и Владимиру, проведших нас с экскурсиями по центру города.Так, по традиции, заложенной еще цесаревичем Николаем Александровичем, сначала мы посетили Богородице-Алексеевский мужской монастырь, почти ровесник города, где была открыта первая в Томской губернии школа, а ныне в храме в честь иконы Божией Матери Казанской покоятся мощи св.прав. Феодора Томского. Прошлое этого старца, его жизнь до 70 лет окутана тайной. Надо сказать, что народная вера (крепкая и в семействе Романовых) связывает образ чудесно проявившегося старца с неясными обстоятельствами смерти императора Александра I и зиждется на предании, записанным купцом Хромовым, будто бы старец перед кончиной передал ему тайну своего царственного прошлого. Эта вера имеет глубокую духовную основу: император пожертвовал всеми благами мира, семьей и даже таинственным помазанием на царство, чтобы приобрести евангельское «единое на потребу».Старец был погребен, согласно высказанному им при жизни пожеланию, в ограде монастыря, к северо-востоку от храма, в специально выстроенной часовне.В обители ведется хроника чудотворений, совершенных старцем по смерти. Например, в 1920-е годы, перед расстрелом монашеской братии, заключенной здесь же, святой Феодор, в продолжении некоторого времени стал являться в полупрозрачном образе, проходя путь от часовни до кладбища. Святой словно предупреждал заточенных иноков о необходимости готовиться к смерти.Пройдя несколько старинных кварталов, застроенных деревянными особняками, мы оказываемся на главной улице города, по традиции, носящей имя В.И.Ленина. Здесь в архитектуре каменных зданий уже господствует модерн. Внешне она напомнит омичам Любинский проспект, и еще некоторые дома начала прошлого века в центре города.Как нам рассказали экскурсоводы, недалеко от Богородице-Алексеевского монастыря, в центре города, разделяемые улицей стоят две гостиницы: одна из них всегда принимала самых именитых гостей города. Она была построена специально к приезду цесаревича Николая в город в 1891 году. Постоялый двор напротив, наоборот, всегда принимал самых бедных людей. В числе его постояльцев был и революционер Юровский, впоследствии руководивший расстрелом царской семьи. При паломничестве государя к мощам св.Феодора, они даже встретились лицом к лицу.Уже совсем недалеко от ТГУ находится храм св. Александра Невского, при котором сейчас работает Центр обучения регентско-певческому искусству. А когда-то этот храм был соединен переходом со стоящей неподалеку тюрьмой и заключенные имели право ходить на богослужения.Остальные дни Чтений были жестко разделены между Молодежным Социальным Форумом и Журналистским Социальным Форумом, порой между секциями оставалось совсем немного времени, благо что город небольшой, и за 20 минут от центра можно доехать до окраины! Но, несмотря на небольшие, по сравнению с Омском, размеры, в Томске немало т.н. социальных проблем: прогуливаясь по центру города, видишь немало нищих, а недалеко от семинарии мы даже стали свидетелями задержания уличного наркоторговца! Именно тематика социального служения молодежи являлась главной проблемой для рассмотрения участников чтений. Здесь поле деятельности православной молодежи совпало со служениями внеконфессиональных молодежных обществ. Это отразилось в докладах, прочитанных на секции в Университете Систем Управления и Радиоэлектроники. Для молодых и горящих пламенем сострадания сердец никакая тема не показалась мелкой: от служения православного клуба по духовному попечению о воспитанниках детских домов и содержащихся в домах престарелых до общества защиты бездомных животных. Здесь также прозвучал и отчет о социальной деятельности омской молодежи. Все это нашло отражение в open-air'е (т.е. митинге), прошедшем на следующий день на Новособорной площади, у памятника святой Татьяне, где каждое студенческое движение привлекало внимание горожан к проблеме, борьбу с которой оно ведет. Очень важно, что большую активность в делах милосердия проявляет сама томская молодежь: они помогают выслеживать наркоточки, организуют сборы средств на решение чьего-то несчастья, проводят агитацию против нецеломудренного образа жизни.Интересно, что спустя 70 лет после снесения Кафедрального Троицкого собора, площадь продолжает носить его имя. Строительство собора крепко сплетается с историей всего города, так что книга, посвященную истории возведения храма можно назвать пособием по истории дореволюционного Томска. В Томской библиотеке им. А.С. Пушкина хранится особенно ценный ее экземпляр: на полях книги анонимный свидетель разрушения собора описал хронику его закрытия, сопровождающуюся трагическими событиями, захватом храма обновленцами и разрушением в середине 30-х. По благословению архиепископа Ростислава, к 400-летию города она была переиздана. За основу архитектурного проекта собора был взят стиль храма Христа Спасителя в Москве.И все-таки, хотелось бы подчеркнуть, что Томск современный - очень уютный город. Причем, теплую атмосферу для гостей здесь создают сами люди. Это относится и к открытости томских семинаристов и студентов, и к мягкому тембру голоса владыки Ростислава, и, прежде всего, к кругу организаторов Чтений из Томска: о.Дионисию Мелентьеву, Андрею Труш, студенту 4 курса семинарии Евгению Петрову, Владимиру Бабич, - и участникам Молодежного движения Знаменского храма г.Новосибирска: Шаравину Ивану, Широких Алексею.С Томском невозможно проститься на всю жизнь. Это знают бывшие студенты томских вузов и выпускники Томской семинарии. Знаем и мы, поэтому, прощаясь, мы ждем от следующих, юбилейных чтений, новых тем для общения и поводов для встречи. Прощайте, 19-е! Привет, 20-е Кирилло-Мефодиевские Чтения!
Илья Балабонкин
|
|