|
АЗБУКА ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
(УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ)
Сердце человека - удивительная, неповторимая глубина. Кто заполнит ее? Только Господь, только Его благодать насытит душу человека, дарует мир и покой. Что есть жизнь Церкви? Это встреча с Небесным Отцом, общение с Ним, а значит, непрестанное освящение человека, возвращение духовных даров, которые он некогда потерял, и приобщение к дарам еще большим.Христианин приобщается Духу Святому посредством Таинств. Таинство - это священнодействие, в котором за видимыми знаками и символами действует возрождающая сила Божия. Но почему так важны видимые действия в Таинстве? Если бы человек был бесплотным духом, то благодать подавалась бы в Церкви непосредственно. А поскольку мы обладаем телом, то и невидимое действие благодати сопряжено в Церкви с действием видимым.Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем. В Церкви семь основных Таинств. Они такие.
КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ
Жизнь земная и временная начинается с телесного рождения, а жизнь небесная и вечная - с духовного рождения - Таинства Крещения.Вступающего в Церковь трижды погружают в освященную воду с призванием имени Божия - Отца, Сына и Святаго Духа.Вообще вода - это удивительный символ очищения, жизни и в то же время в пучинах вод может таиться гибель.Погружаясь в воды Крещения, человек умирает для греха и возрождается к жизни святой, вечной. Как при крещении Самого Христа был виден Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя, так и на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, Который очищает человека от всех грехов. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5), - сказал Сам Господь о необходимости Крещения.Душу человеческую можно представить как сосуд, который не терпит пустоты: если в ней нет благодати Божией, она заполняется мраком и холодом. В Крещении Господь подает человеку дар вечной жизни, освобождает от власти дьявола, от всякого греха. Поэтому часто крестившиеся ощущают по принятии этого Таинства удивительный мир и легкость души, неизреченную радость, - этот день действительно становится рождением к чему-то новому - к доброй вечности.
Сразу за Таинством Крещения следует другое Таинство - Миропомазание.
В жизни физической человеку не достаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост всему организму. Так и в духовном, христианину сразу Крещения преподается Таинство Миропомазания, сообщающее духовную силу. Соотношение Таинств Крещения и Миропомазания так объясняется в церковной книге «Правила исповеди»: «В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силой Святого Духа, но не удостаиваемся еще принять Его в себя и соделаться Его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной». Новокрещеному помазываются части тела святым миром (благовонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними епископами - преемниками апостолов) со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь». «Не думай, что это миро есть простое, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - нет - это дар Христов и дар Святого Духа: в нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело. Святым же и Животворящим Духом освящается душа».Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются: чело (лоб) - в знак освящения мыслей
очи (глаза) - для освящения зрения, чтобы видеть свет истины;
уши - чтобы слышать слово Божие;
уста - для освящения речи;
руки - для освящения сил и чтобы творить дела, угодные Богу;
ноги - чтобы ходить по пути добра, правды и истины;
грудь - для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим. Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять, помогает преодолевать все искушения и скорби. В завершение Таинства священник, при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число «три» символизирует полноту, а круг - вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, и духовно человек рождается однажды.
(часто задаваемые вопросы...)
КРЕЩЕНИЕ.
1. Что происходит, с богословской точки зрения, в момент Крещения с душой человека?
В Таинстве Крещения душа человека освобождается от первородного греха и соединяется со Христом, получая бессмертие и вечную жизнь. Крещение есть, как сказано в Евангелии, рождение свыше. Очень важно знать, что все великие дары Божий, которые мы получаем в Крещении, не есть нечто окончательное, конечное, совершенное. И после Крещения люди остаются подверженными греху и страстям, болезни и физической смерти. Но в Крещении человеку дается семя благодати Божьей, возможность взращивать это семя; человек получает полную нравственную свободу, в его руки возвращается невозможная у некрещеного полная власть над собою. Крещение, как и любое Таинство, представляет собою взаимное действие Бога и человека: Бог дарит нам Себя, а мы, в свою очередь, приносим Богу обеты - жить по-христиански, и воплощаем это обещание в наше повседневное существование.
2. Снимается ли полностью при Крещении первородный грех или же мы только получаем возможность избавиться от него в дальнейшей жизни по заповедям Христовым? Выходит, что сам по себе факт Крещения ничего не меняет и первородного греха не уничтожает?
Крещение как раз меняет все, и первородный грех, им понимаемый как пропасть, как стена между человеком Богом, уничтожается полностью. Но в нас остаются последствия первородного греха, то есть поврежден и человеческой природы. И вот это повреждение человек должен исправлять уже сам, своим нравственным, и духовным и молитвенным трудом. Бог дает нам для этого силы - без Крещения никто не может найти таких сил, как бы он не старался исправить себя. Многие и крещеные люди весьма нравственны и добродетели) но совершенной чистоты человек сам по себе не может достичь, это возможно только в том случае, если он е единится с Богом. Благодатную помощь Божию мы и ходим в Таинствах Церкви, в поучении в Священном Писании, в молитве, и особенно - в исполнении Христовых заповедей. Факт крещения - начало духовной жизни без него все вышеперечисленное невозможно.
3. Насколько мне известно, в древности крестили только взрослых, чтобы принятие Христа было осознанным, теперь принято крестить младенцев, но где же в таком случае свобода выбора? Выходит, ничего не разумеющих силу своего малого возраста детей принуждают принимать христианство.
На самом деле Церковь в своем исконном смысле, в своем учении, до сих пор требует, чтобы принятие Христа, совершаемое в Таинстве Крещения, было осознанным. С другой стороны, Церковь рассматривает семью как малую, домашнюю церковь, что предполагает крещение всех ее членов - и младенцев в том числе. Крещение детей совершается Церковью под одним, очень строгим и непременным условием - чтобы дети, крестившись, росли и воспитывались в христианской среде. К великому сожалению, в наше время все это часто не соблюдается; крестят детей не потому, что Христианская семья чувствует без этого свою церковную неполноту, а по каким-то иным, внешним традиционным ("мы русские, значит - православные") или даже магическим ("чтоб ребеночек не болел") соображениям.
Если же семья христианская, то в Ней дети крестятся именно сознательно, по вере родителей, и это с церковной точки зрения глубоко правильно и хорошо. Рассуждения о том, что "родители принижают за детей решения, лишая их тем самым свободы выбора", неверны. Родители несут за своих детей полную, не исключающую никаких сторон человеческой жизни, ответственность. Так устроено Богом, И совершенно непонятно, почему надо лишать родителей прерогативы религиозного воспитания своих чад. Если продолжить эту логику, то родители не должны детей учить, содержать, лечить и даже кормить, потому что нередко это все делается против воли самих детей.
Подобные вопросы задают часто, и всегда в них смещается акцент - с действительной проблемы, христианская семья или нет, на мнимую «свободу выбора» неразумных младенцев.
4. С какого возраста можно крестить маленьких детей?
С любого. Главное - не возраст, а верующая семьи и "гарантированное" христианское воспитание, которое получит крещаемый ребенок. А под христианским воспитанием понимается не принуждение детей лишь только к внешней церковности, но прежде всего привитие маленькому человеку евангельского мировосприятия любви к Богу и людям.
•5. Совсем недавно я стала православной христианкой. Теперь хочу исповедоваться и причаститься. Все ли грехи (в том числе и смертные) надо исповедовать, которые совершены были до Таинства Крещения?
Все Ваши грехи, которые Вы совершили до Крещения, прощены Вам в этом великом таинстве, поэтому исповедовать их нет нужды. Но если Ваша совесть все же чувствует беспокойство от этих грехов, то вполне можно их исповедовать, сказав священнику, что они совершены вами до Крещения, что Вы в них раскаиваетесь, и будете стараться ни в коем случае их не повторять.
6. Одна моя знакомая говорит, что при Крещении младенцев не разрешается присутствовать матери крещаемого. - Почему? - Ведь ребенок может испугаться в отсутствии матери, для него это будет большим стрессом. И потом кто, кроме матери сможет его успокоить?
Дело в том, что в старину существовал обычай крестить детей на восьмой день, а женщина могла посещать Церковь только спустя сорок дней, тогда над ней прочитывалась специальная молитва. Соответственно присутствовать на Крещении своего ребенка она не могла. Сейчас же, если Крещение совещается спустя сорок и более дней после рождения, то мать может и должна присутствовать во время Таинства. Никаких препятствий к этому нет. Запрет присутствовать матери при крещении своего ребенка весьма распространен. Лишать мать возможности участвовать Таинстве Крещения своего собственного чада - это большое заблуждение, которому не должно быть места в Христовой Церкви.
•7. Я человек неверующий. У моего товарища родился сын и он (товарищ) хотел, чтобы я был крестным отцом малыша. Могу ли я, как неправославный, быть крестным отцом? Обязан ли я для этого принять христианство?
Если Вы не православный, то, конечно никак не можете быть восприемником младенца при крещении в Православной Церкви. Становиться христианином можно только ради себя, если есть вера во Христа и внутренняя потребность соединиться с Ним и обрести в Нем полноту жизни, счастье, мир и бессмертие. Никакие иные соображения здесь не могут быть уважительны. Боюсь, Ваш товарищ не понимает, что он хочет делать с ребенком, если он приглашает человека, о неверии которого ему известно, быть крестным. Смысл крестного отцовства - отвечать перед Церковью за христианское воспитание своего крестника.
8. Мы хотели бы окрестить нашего сына. Скажите: кто может быть крестными родителями?
Прежде всего вы сами должны быть верующими людьми, и сознавать, что, крестя вашего сына, вы соединяете его со Христом и несете полную ответственность за это как перед Богом, так и перед вашим сыном. В обязанности крестных родителей входит - поручиться перед Церковью за христианское воспитание ребенка и помогать родителям осуществлять таковое воспитание. Понятно, что крестные,
- во-первых, должны быть зрелыми и опытными христианами,
- во-вторых, у них должна быть возможность христиански влиять на своих крестников.
Таковы строгие требования Церкви. Ныне же большинство родителей - нехристиане, в том смысле, что они живут «как все», по стихиям мира сего, а не по Евангелию. Никаких усилий по христианскому воспитанию они к своим крещенным детям прикладывать не собираются. И крестных такие родители подбирают не по церковным критериям, а "по знакомству"; так же, как и родители, большинство крестных не имеют ни малейшего представления, что требует от них церковное действие, на которое они "по дружбе" соглашаются. В этих условиях смысл крестного отцовства или материнства совершенно теряется.
9. Недавно узнала от свекрови, что мой муж был окрещен своей бабушкой заочно, с согласия свекрови без его ведома, мужу было лет 10-11. Правильно ли это или нужно обряд крещения провести по правилам?
В случаях, когда нет уверенности в правильности совершенного Крещения, и, разумеется, при серьезном намерении Вашего мужа быть христианином, вам нужно обратиться в ближайший храм к священнику, рассказать ему ситуацию, и он совершит Таинство заново, под условной формулой «ели не крещен».
10. Я слышал, что Таинство Крещения может совершить мирянин, но при каких-то особых обстоятельствах. В сих случаях Таинство Крещения может совершить мирянин, и что он для этого должен сделать?
Особые обстоятельства - когда человеку грозит смерть, и он желает креститься. В таком случае любой мирянин, сознательный православный христианин, по возможности должен кратко испытать веру этого человека и совершить его крещение, то есть троекратно погрузить в воду со словами "крещается раб Божий (или раба Божия) (назвать имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь". Если нет возможности полностью погрузить крещаемого в воду, то можно трижды окропить его водой. Известны ситуации, когда не было ни капли воды, тогда крестили песком, землей. Но это, конечно, крайние случаи. Если после принятого "экстремального" Крещения человек остается в живых, то при первой возможности ему надлежит обратиться и храм, рассказать священнику о произошедшем, и священник дополнит совершившееся крещение Таинством Миропомазания и положенными молитвами.
(часто задаваемые вопросы...)
МИРОПОМАЗАНИЕ
1. Я слышал, что св. апостолы в начале совершали это Таинство через возложение рук. Почему же теперь используется миро?
Господь Иисус Христос говорил о рождении свыше, рождении от воды и Духа. Начало христианской жизни совершается двояким образом: через крещение водой и через схождение Святого Духа. Крещение возрождает человека в жизнь вечную и освобождает его от первородного греха, а наитие Святого Духа дает нам духовные силы и крепость жить по-христиански, творить заповеди Божий и исполняться верой, радостью, силой и свободой во Христе. В ранней Церкви христиане получали дары Святого Духа через возложение рук апостолов. Но со временем количество верующих умножалось, и апостолы не могли уже поспевать всюду, совершая это Таинство во всех христианских общинах. Поэтому возложение рук было заменено освящением мира - особого благовонного масла; апостолы и их преемники, епископы, как бы "возлагали руки" на миро; а затем это миро рассылалось по общинам, и через него, таким вот "опосредованным" образом, подавались христианам дары Святого Духа.
2. Когда еще, кроме как во время Крещения, совершается Таинство Миропомазания?
Строго говоря, никогда. Миро употребляется в Церкви еще в двух случаях: при освящении храма им помазуются стены церкви и престол в алтаре; при венчании на царство православный Государь принимал Миропомазание. Однако это не было Таинством, а только лишь особым чином церковного благословения, испрашивания помощи Божией на то, чтобы Государь управлял своей страной согласно с заповедями Божиими. С прекращением времен христианских империй упразднился и этот чин.
3. Скажите, пожалуйста: миро в Таинстве Миропомания и в Таинстве Елеосвящения используется одно и тоже, или разное?
В Таинстве Елеосвящения используется не миро, а (как это явствует из самого названия) елей, то есть растительное масло, смешанное с небольшим количеством красного вина. Миро же - это особый состав; оно готовится из нескольких десятков компонентов: масла, ладана, вина, различных благовоний. Миро несколько суток, под непрестанное чтение Евангелия, варится в специальной мироваренной печи (она находится в Донском монастыре в Москве), и затем, в Великий Четверг, освящаете и самим Патриархом во время Литургии. Затем миро разливается в особые сосуды и хранится в алтаре Богоявленского собора в Москве, откуда и рассылается по мере надобности во все епархии Русской Церкви.
4. Можно ли после Таинства в тот же самый день мытmся? Я слышала разные мнения по этому вопросу.
Древний чин совершения Таинств Крещения и Миропомазания предполагал, что новокрещенные и запечатленные даром Святого Духа христиане облекаются и белую одежду и восемь дней находятся при храме, причащаясь Святых Христовых Тайн. По прошествии же восьми дней миро, которым они были помазаны, отиралось, и христиане возвращались к обычной жизни. Сегодня миро отирают в конце чина крещения. Нет никакого формального запрещения мыться в тот же день. Но многие православные из благоговения перед святыней стараются не смывать с себя сразу остатки мира (или елея после соборования). Здесь каждый может поступать так, как ему представляется лучшим.
5. Я не раз видел, как после того, как человека помазали святым миром, он начинает растирать его по лицу, рукам. Это делать необходимо?
Мне кажется, что Ваш вопрос относится не к Таинству Миропомазания, не раз наблюдать которое имеют возможность лишь священно- и церковнослужители, а к обычному помазанию елеем на Всенощной. Нужно различать эти вещи, они имеют совершенно различное церковное значение. Миропомазание - великое и необходимое для человека Таинство; помазание елеем на праздничной службе - всего лишь одна из форм церковного благословения. Когда совершается Миропомазание, у человека нет ни надобности, ни особой возможности растирать миро, тем более что его почти сразу отирает специальною губкой совершающий Таинство священник. Обычное же помазание , его можно растирать, а можно не растирать - кому как нравится
|
|