Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

 

АЗБУКА ЖИЗНИ ЦЕРКВИ

(УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ) 

Сердце человека - удивительная, непо­вторимая глубина. Кто заполнит ее? Только Господь, только Его благодать насытит душу человека, дарует мир и покой.
Что есть жизнь Церкви? Это встреча с Небесным Отцом, обще­ние с Ним, а значит, непрестанное освящение человека, возвраще­ние духовных даров, которые он некогда потерял, и приобщение к дарам еще большим.Христианин приобщается Духу Святому посредством Таинств.
Таинство - это священнодействие, в котором за видимыми знаками и сим­волами действует возрождающая сила Божия.
Но почему так важны видимые действия в Таинстве? Если бы чело­век был бесплотным духом, то благодать подавалась бы в Церкви непосредственно. А поскольку мы обладаем телом, то и невидимое действие благодати сопряжено в Церкви с действием видимым.Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем. В Церкви семь основных Таинств. Они такие.

 

КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ 

   Жизнь земная и временная начинается с телесного рождения, а жизнь небесная и вечная - с духовного рождения -     Таинства Крещения.Вступающего в Церковь трижды погружают в освященную воду с призванием имени Божия - Отца, Сына и Святаго Духа.Вообще вода - это удивительный символ очищения, жизни и в то же время в пучинах вод может таиться гибель.Погружаясь  в воды Крещения, человек умирает для греха и возрождается к жизни святой, вечной.
Как при крещении Самого Христа был виден Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя, так и на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, Который очищает человека от всех грехов.
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5), - сказал Сам Господь о необходимости Крещения.Душу человеческую можно представить как сосуд, который не терпит пустоты: если в ней нет благодати Божией, она заполняется мраком и холодом. В Крещении Господь подает человеку дар вечной жизни, освобождает от власти дьявола, от всякого греха. Поэтому часто крестившиеся ощущают по принятии этого Таинства удивительный мир и легкость души, неизреченную радость, - этот день действительно становится рождением к чему-то новому - к доброй вечности.

Сразу за Таинством Крещения следует другое Таинство - Миропомазание.

В жизни физической человеку не достаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост всему организму. Так и в духовном, христианину сразу  Крещения преподается Таинство Миропомазания, сообщающее духовную силу.
Соотношение Таинств Крещения и Миропомазания так объясняется в церковной книге «Правила исповеди»: «В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силой Святого Духа, но не удо­стаиваемся еще принять Его в себя и соделаться Его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной».
Новокрещеному помазываются части тела святым миром (благо­вонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними еписко­пами - преемниками апостолов) со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
«Не думай, что это миро есть простое, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - нет - это дар Христов и дар Святого Духа: в нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело. Святым же и Животворящим Духом освящается душа».Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются:
чело (лоб) - в знак освящения мыслей

очи (глаза) - для освящения зрения, чтобы видеть свет истины;

уши - чтобы слышать слово Божие;                                                                                                                     

уста - для освящения речи;                                                                                                                                       

руки -  для освящения сил и чтобы творить дела, угодные Богу;

ноги - чтобы ходить по пути добра, правды и истины;

грудь - для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим.
Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять, помогает преодолевать все искушения и скорби. В завершение Таинства священник, при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число «три» символизирует полноту, а круг - вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, и духовно человек рождается однажды.   

 

(часто задаваемые вопросы...)

КРЕЩЕНИЕ.

1. Что происходит, с богословской точки зрения, в мо­мент Крещения с душой человека?

В Таинстве Крещения душа человека освобождается от первородного греха и соединяется со Христом, полу­чая бессмертие и вечную жизнь. Крещение есть, как ска­зано в Евангелии, рождение свыше. Очень важно знать, что все великие дары Божий, которые мы получаем в Кре­щении, не есть нечто окончательное, конечное, совер­шенное. И после Крещения люди остаются подвержен­ными греху и страстям, болезни и физической смерти. Но в Крещении человеку дается семя благодати Божьей, возможность взращивать это семя; человек получает полную нравственную свободу, в его руки возвращается невозможная у некрещеного полная власть над собою. Крещение, как и любое Таинство, представляет собою взаимное действие Бога и человека: Бог дарит нам Себя, а мы, в свою очередь, приносим Богу обеты - жить по-христиански, и воплощаем это обещание в наше повсед­невное существование.

 2. Снимается ли полностью при Крещении первородный грех или же мы только получаем возможность избавить­ся от него в дальнейшей жизни по заповедям Христовым? Выходит, что сам по себе факт Крещения ничего не ме­няет и первородного греха не уничтожает?

Крещение как раз меняет все, и первородный грех, им понимаемый как пропасть, как стена между человеком Богом, уничтожается полностью. Но в нас остаются  последствия первородного греха, то есть поврежден и человеческой природы. И вот это повреждение человек должен исправлять уже сам, своим нравственным, и духовным и молитвенным трудом. Бог дает нам для этого силы - без Крещения никто не может найти таких сил, как бы он не старался исправить себя. Многие и крещеные люди весьма нравственны и добродетели) но совершенной чистоты человек сам по себе не может достичь, это возможно только в том случае, если он е единится с Богом. Благодатную помощь Божию мы и ходим в Таинствах Церкви, в поучении в Священном Писании, в молитве, и особенно - в исполнении Христовых заповедей. Факт крещения - начало духовной жизни без него все вышеперечисленное невозможно.

 3. Насколько мне известно, в древности крестили только взрослых, чтобы принятие Христа было осознанным, теперь принято крестить младенцев, но где же в таком случае свобода выбора? Выходит, ничего не разумеющих силу своего малого возраста детей принуждают принимать христианство.

            На самом деле Церковь в своем исконном смысле, в своем учении, до сих пор требует, чтобы принятие Хри­ста, совершаемое в Таинстве Крещения, было осознан­ным. С другой стороны, Церковь рассматривает семью как малую, домашнюю церковь, что предполагает крещение всех ее членов - и младенцев в том числе. Кре­щение детей совершается Церковью под одним, очень строгим и непременным условием - чтобы дети, кре­стившись, росли и воспитывались в христианской среде. К великому сожалению, в наше время все это часто не соблюдается; крестят детей не потому, что Христианская семья чувствует без этого свою церков­ную неполноту, а по каким-то иным, внешним тради­ционным ("мы русские, значит - православные") или даже магическим ("чтоб ребеночек не болел") сообра­жениям.

Если же семья христианская, то в Ней дети крестятся именно сознательно, по вере роди­телей, и это с церковной точки зрения глубоко правиль­но и хорошо. Рассуждения о том, что "родители прини­жают за детей решения, лишая их тем самым свободы выбора", неверны. Родители несут за своих детей полную, не исключающую никаких сторон челове­ческой жизни, ответственность. Так устроено Богом, И совершенно непонятно, почему надо лишать родителей прерогативы религиозного воспитания своих чад. Если продолжить эту логику, то родители не должны детей учить, содержать, лечить и даже кормить, потому что нередко это все делается против воли самих детей.

 Подобные вопросы задают часто, и всегда в них смещается акцент - с действительной проблемы, христианская семья или нет, на мнимую «свободу выбора» неразумных младенцев.

 4. С какого возраста можно крестить маленьких детей?

С любого. Главное - не возраст, а верующая семьи и "гарантированное" христианское воспитание, которое получит крещаемый ребенок. А под христианским воспитанием  понимается не принуждение детей лишь только к внешней церковности, но прежде всего привитие маленькому человеку евангельского мировосприятия любви к Богу и людям.

 •5.   Совсем недавно я стала православной христианкой. Теперь хочу исповедоваться и причаститься. Все ли гре­хи (в том числе и смертные) надо исповедовать, которые совершены были до Таинства Крещения?

 Все Ваши грехи, которые Вы совершили до Крещения, прощены Вам в этом великом таинстве, поэтому испове­довать их нет нужды. Но если Ваша совесть все же чув­ствует беспокойство от этих грехов, то вполне можно их исповедовать, сказав священнику, что они совершены вами до Крещения, что Вы в них раскаиваетесь, и будете стараться ни в коем случае их не повторять.

 6. Одна моя знакомая говорит, что при Крещении младенцев не разрешается присутствовать матери крещаемого. - Почему? - Ведь ребенок может испугаться в от­сутствии матери, для него это будет большим стрессом. И потом кто, кроме матери сможет его успокоить?

 Дело в том, что в старину существовал обычай крестить детей на восьмой день, а женщина могла посещать Церковь только спустя сорок дней, тогда  над ней прочитывалась специальная молитва.  Соответственно присутствовать на Крещении своего ребенка она не могла. Сейчас же, если Крещение совещается спустя сорок и более дней после рождения, то мать может и должна присутствовать во время Таинства. Никаких препятствий к этому нет. Запрет присутствовать матери при крещении своего ребенка весьма распространен. Лишать мать возможности участвовать Таинстве Крещения своего собственного чада - это большое заблуждение, которому не должно быть места в Христовой Церкви.

 •7.      Я человек неверующий. У моего товарища родился сын и он (товарищ) хотел, чтобы я был крестным отцом малыша. Могу ли я, как неправославный, быть крестным отцом? Обязан ли я для этого принять христианство?

 Если Вы не православный, то, конечно никак не можете быть восприемником младенца при крещении в Православной Церкви. Становиться христианином можно только ради себя, если есть вера во Христа и внутренняя потребность соединиться с Ним и обрести в Нем полноту жизни, счастье, мир и бессмертие. Никакие иные соображения здесь не могут быть уважительны. Боюсь, Ваш товарищ не понимает, что он хочет делать  с ребенком, если он приглашает человека, о неверии которого ему известно, быть крестным. Смысл крестного отцовства - отвечать перед Церковью за христианское воспитание своего крестника.

 8. Мы хотели бы окрестить нашего сына. Скажите: кто может быть крестными родителями?

 Прежде всего вы сами должны быть верующими людьми, и сознавать, что, крестя вашего сына, вы соединяете его со Христом  и несете полную ответственность за это как перед Богом, так и перед  вашим сыном. В обязанности крестных родителей входит - поручиться перед Церковью за христианское воспитание ребенка и помогать родителям осуществлять таковое воспитание. Понятно, что крестные,

  • во-первых, должны быть зрелыми и опытными христианами,
  • во-вторых, у них должна быть возможность христиански влиять на своих крестников.

Таковы строгие требования Церкви. Ныне же большинство родителей - нехристиане, в том смысле, что они живут «как все», по стихиям мира сего, а не по Евангелию. Никаких усилий по христианскому воспитанию они к своим крещенным детям прикладывать не собираются. И крестных такие родители подбирают не по церковным критериям, а "по знакомству"; так же, как и родители, большинство крестных не имеют ни малейшего представления, что требует от них церковное действие, на которое они "по дружбе" соглашаются. В этих условиях смысл крестного отцовства или материнства совершенно теряется.

 9. Недавно узнала от свекрови, что мой муж был окрещен своей бабушкой заочно, с согласия свекрови без его ведома, мужу было лет 10-11. Правильно ли это или нужно обряд крещения провести по правилам?

 В случаях, когда нет уверенности в правильности совершенного Крещения, и, разумеется, при серьезном намерении Вашего мужа быть христианином, вам нужно обратиться в ближайший храм к священнику, рассказать ему ситуацию, и он совершит Таинство заново, под условной формулой  «ели не крещен».

 10. Я слышал, что Таинство Крещения может совершить мирянин, но при каких-то особых обстоятельствах. В сих случаях Таинство Крещения может совершить мирянин, и что он для этого должен сделать?

Особые обстоятельства - когда человеку грозит смерть, и он желает креститься. В таком случае любой мирянин, сознательный православный христианин, по возможности должен кратко испытать веру этого чело­века и совершить его крещение, то есть троекратно по­грузить в воду со словами "крещается раб Божий (или раба Божия) (назвать имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь". Если нет возможно­сти полностью погрузить крещаемого в воду, то можно трижды окропить его водой. Известны ситуации, когда не было ни капли воды, тогда крестили песком, землей. Но это, конечно, крайние случаи. Если после принятого "экстремального" Крещения человек остается в живых, то при первой возможности ему надлежит обратиться и храм, рассказать священнику о произошедшем, и священник дополнит совершившееся крещение Таинством Миропомазания и положенными молитвами.

 

(часто задаваемые вопросы...)

 

МИРОПОМАЗАНИЕ

  1. Я слышал, что св. апостолы в начале совершали это Таинство через возложение рук. Почему же теперь используется миро?

 Господь Иисус Христос говорил о рождении свыше, рождении от воды и Духа. Начало христианской жизни совершается двояким образом: через крещение водой и через схождение Святого Духа. Крещение возрождает человека в жизнь вечную и освобождает его от первородного греха, а наитие Святого Духа дает нам духовные силы и крепость жить по-христиански, творить заповеди Божий и исполняться верой, радостью, силой и свободой во Христе. В ранней Церкви христиане получали дары Святого Духа через возложение рук апостолов. Но со временем количество верующих умножалось, и апо­столы не могли уже поспевать всюду, совершая это Таинство во всех христианских общинах. Поэтому возложение рук было заменено освящением мира - особого благовонного масла; апостолы и их преемники, епископы, как бы "возлагали руки" на миро; а затем это миро рассылалось по общинам, и через него, таким вот "опосредованным" образом, подавались христианам дары Святого Духа.

 2. Когда еще, кроме как во время Крещения, совершает­ся Таинство Миропомазания?

 Строго говоря, никогда. Миро употребляется в Церкви еще в двух случаях: при освящении храма им помазуются стены церкви и престол в алтаре; при венчании на цар­ство православный Государь принимал Миропомазание. Однако это не было Таинством, а только лишь особым чином церковного благословения, испрашивания помо­щи Божией на то, чтобы Государь управлял своей стра­ной согласно с заповедями Божиими. С прекращением времен христианских империй упразднился и этот чин.

 3.  Скажите, пожалуйста: миро в Таинстве Миропомания и в Таинстве Елеосвящения используется одно и тоже, или разное?

 В Таинстве Елеосвящения используется не миро, а (как это явствует из самого названия) елей, то есть растительное масло, смешанное с небольшим количеством красного вина. Миро же - это особый состав; оно готовится из нескольких десятков компонентов: масла, ладана, вина, различных благовоний. Миро несколько суток, под непрестанное чтение Евангелия, варится в специальной мироваренной печи (она находится в Донском монастыре в Москве), и затем, в Великий Четверг, освящаете и самим Патриархом во время Литургии. Затем миро разливается в особые сосуды и хранится в алтаре Богоявленского собора в Москве, откуда и рассылается по мере надобности во все епархии Русской Церкви.

4.  Можно ли после Таинства в тот же самый день мытmся? Я слышала разные мнения по этому вопросу.

 Древний чин совершения Таинств Крещения и Миропомазания предполагал, что новокрещенные и запе­чатленные даром Святого Духа христиане облекаются и белую одежду и восемь дней находятся при храме, причащаясь Святых Христовых Тайн. По прошествии же восьми дней миро, которым они были помазаны, отиралось, и христиане возвращались к обычной жизни. Сегодня миро отирают в конце чина крещения. Нет никакого формального запрещения мыться в тот же день. Но многие православные из благоговения перед святыней стараются не смывать с себя сразу остатки мира (или елея после соборования). Здесь каждый может поступать так, как ему представляется лучшим.

 5. Я не раз видел, как после того, как человека помазали святым миром, он начинает растирать его по лицу, рукам. Это делать необходимо?

 Мне кажется, что Ваш вопрос относится не к Таинству Миропомазания, не раз наблюдать кото­рое имеют возможность лишь священно- и церковнослу­жители, а к обычному помазанию елеем на Всенощной. Нужно различать эти вещи, они имеют совершенно раз­личное церковное значение. Миропомазание - великое и необходимое для человека Таинство; помазание еле­ем на праздничной службе - всего лишь одна из форм церковного благословения. Когда совершается Миропо­мазание, у человека нет ни надобности, ни особой воз­можности растирать миро, тем более что его почти сра­зу отирает специальною губкой совершающий Таинство священник. Обычное же помазание , его можно растирать, а мож­но не растирать - кому как нравится

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея