|
VIII городские этические чтения«Нравственность и духовность в развитии общества» МОУ «Гимназия №26» г. Омска
НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ
Нравственные категории добра и зла в цикле повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Выполнила: Самолюк Кристина Александровна ученица 11-3 класса МОУ «Гимназия №26» Руководитель: Михайленко Тамара Владимировнаучитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №26»
В самом первом своем художественном цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь вступает в литературу не только как оригинальный рассказчик, но и как глубокий, связанный с православной отечественной традицией мыслитель. При всей яркости и художественном богатстве первых произведений Гоголя в них проявляется трезвый и ясный взгляд на силы зла - взгляд православного христианина. Они у Гоголя неизбежно оказываются попранными и побежденными Божественной силой. Светлое начало, Добро, любовь - отражение Божественного творения у Гоголя всегда сильнее сатаны. Фольклорные и этнографические реалии, использованные Гоголем с таким мастерством в его раннем произведении, играют роль притчи, иносказания, в самой форме которых писатель говорит нам о вечных, онтологических и метафизических исканиях человека (т.е. о добре и зле, о силе Божьей и о силах тьмы, поле битвы которых - сердце человеческое). По мысли Гоголя, человек - поприще битвы, исход ее зависит от него. «Мы призваны в мир на битву, а не на праздник, праздновать победу мы будем на том свете». В человеке есть и хорошее, и плохое, Добро и Зло, жизнь человека - постоянный выбор одной из этих сил. В цикле повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» сливаются и взаимодействуют традиции святоотеческой литературы и народной демонологии, в общей основе которых автор не сомневается. В данной работе, опираясь на исследования литературоведов, русских религиозных мыслителей, а также на святоотеческую традицию, мы попытались обнаружить, насколько художественная позиция писателя связана с его религиозно-нравственным миропредставлением. Целью нашей работы является обнаружение глубины авторской идеи цикла «Вечеров...» и ее взаимосвязи с православной метафизикой добра и зла. В связи с этим мы обратились к проблеме смешного и фантастического у Гоголя, что позволило осознать устойчивую связь фантастических, гротесковых образов с символикой зла. Согласно объяснению Гоголя, что создание его первых произведений было связано с его характером, меланхолическим от природы, «припадками тоски», развеять которую ему удавалось с помощью шутки, - сам писатель видел назначение «Вечеров...» именно в том, чтобы отвращать отчаявшегося человека от пагубного уныния.В своих «сказках», в которых, по признанию Гоголя, отразилась и питаемая им сызмала «страсть наблюдать за человеком», писатель стремился и многому научить читателя. Как считает И.Золотусский, с одной стороны, повествователю отводилась роль шута, забавляющего публику смешными историйками, с другой - смех Гоголя вызывал страх. «А насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете» - это сказал сам Гоголь. Смех зависит не только от комизма объекта, но и от смеющегося субъекта. Взглянув на вещи с их внешней, физической стороны, смеющийся переходит затем к нормальному взгляду на вещи с их внутренней, т.е. не комической стороны, он как бы переводит взгляд. С самого начала творчества никакой идеализации смеха в произведениях Гоголя не было, скорее, наоборот, в тех же «Вечерах...» смех порой прямо связывается с демонической силой. (В последующих произведениях не только смех, но и фантастические образы, и прием гротеска связаны с бесовскими силами). В своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает знакомый нам уже принцип параллелизма фантастического и реального. Видимо, это был общий закон развития фантастических форм на исходе романтизма. Но вместе с тем мы уже ясно видим и специфически гоголевское качество фантастики. Оно обнаруживает отношение к временному моменту. У Гоголя фантастические образы (чёрта, ведьмы и т.д., а так же людей , вступивших в связь с ними), т.е. персонифицированные сверхъестественные силы, не вступают в современность, но находятся только в прошлом. Этим определяется повествование двух типов фантастических произведений в его творчестве. Гоголь отодвигает образ носителя фантастики в прошлое, оставляя в последующем времени лишь его влияние. Заглавие первого гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» стоит в ряду традиционных названий «истории, рассказанные там-то» - таков общий тип произведений подобного рода. Для Гоголя характерно точное место - Диканька. Это не просто место, где рассказывают истории, и не только реальное географическое название, но прежде всего символ - сказочное, особое пространство, отделённое от реального мира. Можно предложить другое толкование этого названия: Диканька - «нечто дикое, можно сказать, неизведанное и, в то же время, хранящее в себе живое и нетронутое цивилизацией естество. Первая книга «Вечеров...» открывается повестью «Сорочинская ярмарка». Она в известной мере определяла тон всего цикла и имела, несомненно, программное значение. В повести сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро и непримиримое отношение ко всяческой фальши, кривде, его наивная доверчивость, незлобивость, его жизнерадостный юмор. Вот та нравственная атмосфера, которая царит на страницах гоголевской повести. И еще любовь: чистое, целомудренное отношение к любви. Всё красивое, молодое возвышает душу человека. И оно становится источником радости и счастья. Только любовь способна преодолеть физическое старение, повернуть стрелки часов назад. Только она способна попирать закон времени. На её высоте и смех светел, не жжет, не сечется, а радуется полноте бытия. А любовь реализует себя через добро: «Добро существует выше всего сущего, как это и есть на самом деле, то Оно и безвидному придает вид». Из названий цикла особенно интересны «Вечер на кануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством». Обе повести посвящены истории сделки с нечистой силой, действия их. Как показывают заглавия, события происходят накануне праздников, однако характер этих празднеств различен. Рождество - праздник христианский, поэтому и история заканчивается счастливо: нечистая сила оказывается посрамленной, а благочестивый кузнец Вакула одолевает чёрта и женится. Иначе в «Вечере накануне Ивана Купала»: здесь языческий праздник (напомним, что в христианском сознании отождествляются демоны и языческие боги). Поэтому сделка Петра Безродного с Басаврюком заканчивается гибелью героя. Таким образом, в заглавиях этих повестей выявляется одна из основных гоголевских оппозиций: христианское - языческое. По названию можно догадаться о развитии художественной мысли. Одним из основополагающих мотивов «Вечеров на хуторе близ Диканьки» является тема отпадения человека от данного ему Божественного откровения - тема преступления христианских заповедей ради пустых, продиктованных тщеславием и гордостью «правил» общежития или же нарушение заповедей ради плотских, греховных удовольствий. Непосредственным проявлением этой темы можно назвать часто изображаемое Гоголем в его «сказках» несоблюдение героями церковных постов. Одна из наиболее характерных, обращающих на себя особое внимание черт большей части повестей «Вечеров...» - пристальный интерес рассказчика к тому участию, какое принимает в судьбах героев нечистая сила - «обстояние бесовское», или, говоря словами Гоголя позднейшей эпохи его жизни, - «твёрдое признание незримых сил», окружающих повсюду человека. Сознание неустранимости борьбы с духом зла совсем не обращается у Гоголя в какую-то одержимость всякой дьявольщиной - Гоголь больше всего занят не силами зла вне и над человеком, а тем злом, которое живёт и развивается в душе человека. Гоголь «был подавлен чувством греха, был почти средневековым человеком, он ищет, прежде всего, спасения». Черт Гоголя имеет свои корни именно в «средневековой сущности» - в синонимичности понятия зла и чёрта, как представляли его Отцы Церкви. Гоголь ищет решение проблемы зла. Для него зло даже не является проблемой, он не исследует, как Достоевский, диалектику зла - греха, ответственности - искупления. Для него так же как и для Отцов Церкви, «речь не идет о том, --- чтобы исследовать зло - речь идет о том, чтобы бороться против дьявола», и его произведения «описывают стратегию зла, овладевание человеческой души страстями». В мире Гоголя - в творчестве, в религиозном сознании - чёрт является абсолютно конкретным и живым существом. Он вторгается в жизнь человека как незваный гость, распадаясь на тысячи и тысячи злых существ, которые уподобляются в своей малости и низости человеческому сознанию. Человек, погруженный в банальность скучной повседневности, становится жертвой его насмешки только потому, что он не в состоянии его разоблачить. Почему же такая уверенность, что черт никогда не одержит полной победы над душой человеческой? Может быть, ответ есть уже в вопросе: душа человеческая - «созданье» духовное, то, что даровал нам Бог, а это и является залогом того, что «жатва» тёмных сил будет временной всегда. Да, человека можно соблазнить богатством, красивой одеждой, в общем, тем, что называется человеческими желаниями (в отличие от мечты), но всегда человек чувствует цену такого «подарка» и всегда от него отказывается. Если же герои Гоголя подчас устрашены и даже побеждены бесовскими кознями, то это свидетельствует лишь о том, что в них самих был тот духовный изъян, который открыл доступ к ним и дал возможность так дерзко хозяйничать в их душах бесовской силе. Человеческие страсти и пороки - вот причина разгула и временной «жатвы» темных сил. Существует выражение: «красота спасет мир». Да, это так, если под красотой понимать всё доброе и светлое на свете, что делает человек. В основе всех благих дел лежит любовь, она корень всему, единое начало мира. Она изменяет, дает потребность быть лучше. Любовь - это истинное состояние души человеческой. Пока на свете существует Любовь, значит, душа человека растет, стремится к Богу, значит, всегда будет надежда на спасение, надежда на временную «жатву» тёмных сил человеческих.
|
|