|
БРАК
Почему люди разделены на мужской и женский пол? Так было угодно создателю. Но вы согласитесь , что люди созданы для взаимного дополнения. Любовь объединяет оба пола, она есть основа для продолжения рода человеческого. Любовь - самое возвышенное и благородное чувство на земле.Однако люди смертны и даже наисильнейшая в этом мире любовь обречена на кончину.
Только Бог может подарить двум любящим друг друга людям дар высшей, благодатной любви. Это происходит в Таинстве Венчания, или Брака. В этом Таинстве жениху и невесте, при свободном обещании взаимной верности, ниспосылается небесное благословение к созиданию семьи, к рождению и воспитанию детей. Благодать Божия способна хранить в вечности взаимную искреннюю любовь мужа и жены по образу любви Христа к Церкви. Венчающимся подается небесная сила быть одной душой и одной плотью, чтобы их любовь была нерасторжима.
(часто задаваемые вопросы...)
БРАК
1. Почему Таинство Брака? Почему Церковь отводит столь большое значение такому событию, как заключение брака между мужчиной и женщиной?
Учение о браке, которое содержит Церковь, очень глубоко. Еще не было Христовой Церкви, мало того, еще не произошло грехопадения, а брак уже был; еще в раю сказал Бог первым двум людям, Адаму и Еве: оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится жене своей; и будут одна плоть (Быт 2:24). Брак - это некое Таинство "само по себе", Таинство до Таинств; его смысл - что двое становятся в плоть едину; то есть как бы одним существом. Здесь мы соприкасаемся с основами Творения: человек, как личность, отдельная, самостоятельная, самоценная - наделяется способностью в браке составлять некое надличностное единство. Брак есть естественный по факту творения союз мужчины и женщины. Но в чем же Церковь видит здесь не просто благословение Божие, от начала почивающее на этом союзе, - но именно Христово Таинство?
Кратко можно сказать так. После грехопадения жизнь человека раздроблена во всех своих проявлениях; в частности, появилось противопоставление земной жизни - жизни вечной. Одним из спасительных плодов совершенного Господом Иисусом Христом дела нашего искупления было разрушение средостения между Богом и человеком. В Церкви, в ее Таинствах и вообще в жизни Святого Духа, Который усваивает каждому человеку плоды совершенного Христом спасения, в земное существование людей входит вечность, Царство Божие, уже пришедшее в силе, и приобщает нас Богу. И брак, который после грехопадения был естественным и благословенным союзом людей, но для земной лишь жизни, - в Церкви приобретает вечное измерение и соотносится со Христом Господом; не просто союз двух людей - но во Христе; не просто для этой, временной жизни - но навсегда, в вечности. Христианский брак не исключает ни продолжения рода, ни имущественных и прочих формально-общественных отношений, но это становится не главным. Главное - что брак из формы земной, и только земной жизни преобразуется в религиозно-творческое существование, и одновременно - в задачу. Любое церковное Таинство дается человеку как семя для взращивания, для раскрытия благодатных плодов; так и брак, и может быть - брак особенно, потому что это благодатное семя получает не личность, как в остальных таинствах, а союз двух личностей. Плод, который должен явиться в результате религиозного творчества супругов - Царство Божие, его предначатие на земле; другими словами говоря - любовь. Любовью брак начинается - любовью естественной, взаимной симпатией, притяжением души и тела; но взращиваться должна любовь Христова, превышающая всякое разумение.
Это действительно - задание, причем на всю жизнь: когда естественные чувства путем взаимных нравственных религиозных усилий с течением времени претворяются в настоящую любовь, когда земная жизнь постепенно проникается начатками Царствия Небесного и становится им уже здесь. Тем самым в браке, с одной стороны, раскрывается благодать Божия, она все больше и больше проникает всю жизнь супругов; с другой - реализуется в полной мере и человечность по образу и подобию Божию. Как Бог являет свою любовь к Церкви и в Церкви, так и супруги получают в Таинстве Брака благодать Божию на уподобление Богу в творческой любви; семья становится домашней церковью - единством разных личностей в любви. И на созидание этой домашней церкви, на единство семьи во Христе, и подается благодать Святого Духа в Таинстве Брака. Христианство уподобляет брак Церкви, Церковь - браку, а Царство Божие - брачному пиру. И в Церкви, и в христианском браке мы созидаем Царство Божие, являем его уже здесь, на земле. Размышляя об этом Таинстве, мы видим и глубокие тайны, которых только отчасти можем коснуться; видим и великую мудрость нашего Бога, Который всю, скажем так, школу религиозной жизни, все условия возрастания человека во Христе полагает не где-то на стороне, ради чего нужно все бросать, предпринимать какие-то запредельные усилия и т. п.; а вводит непосредственно в естественную человеческую жизнь - в семью.
2. Как надо действовать паре, которая решила обвенчаться?
Прежде всего паре нужно очень хорошо осознать, по каким причинам она решила обвенчаться. Если "по традиции", или потому что "красиво", или для того, чтобы "семья была крепче" и "как бы чего не вышло", чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - тогда венчаться не надо. В Венчании брак восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Для совершения Таинства Венчания необходимо соблюдение весьма жестких условий, а именно: муж и жена должны быть сознательными церковными христианами, для которых главное в жизни - не обустроение быта и земное счастье (хотя и это все хорошо, желательно и законно), и даже не деторождение (хотя без него не может быть полноценной семьи), но Христос, жизнь Им и с Ним. Отсюда следует сознательное желание супругов строить свою совместную жизнь как малую церковь. Вот именно на это - на то, чтобы любовь человеческая претворялась в любовь Христову, чтобы в жизнь земную вносилось Царство Небесное - и подаются благодатные силы и благословение Божие в Таинстве Венчания. Проще говоря, важнейшим побудительным мотивом к "обвенчанию" должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это-то и дается помощь Божия в Таинстве. Если же такого стремления нет (а бывает, что люди не только совершенно не ведают норм христианской жизни, но когда узнают их, то и решительно их отвергают. В самом деле: христианину нужно быть добрым, кротким, нестяжательным, честным, порядочным, целомудренным человеком, не принимающим участия в мирском тщеславии, живущим "нестадно" и думающим своей головой, оценивающим все исключительно с евангельской точки зрения: (да кто ж так сейчас живет?), то участие в Таинстве Венчания таким людям ничего не даст.
3. Мы хотели бы обвенчаться в марте месяце. Но это, как правило, время Великого Поста. Можно ли венчать в этот период? Если нет, то когда это будет возможно?
В постное время Таинство венчания в Церкви не совершается. Венчания начинаются после Светлой седмицы, то есть через неделю после праздника Пасхи.
4. Какую ответственность берет на себя мужчина, вступая в церковный брак с женщиной?
Ровно такую же, какая налагается и на женщину. Муж и жена должны любить друг друга, строго хранить супружескую верность, совместно возрастать во Христе, молиться,участвовать в Таинствах Церкви, поучаться в Священном Писании, соблюдать евангельские заповеди, друг другу всячески помогать и друг о друге жертвенно заботиться, хранить в семье мир, воспитывать детей в любви и благочестии - все это в равной степени дело как мужа, так и жены.
5. Почему Церковь против добрачных половых отношений между мужчиной и женщиной? Но как можно понять, узнать, что проживешь с этим человеком всю жизнь? А если твой будущий муж (или жена) в чем-то будет не удовлетворять тебя? Вдруг ввиду воздержания супругам придется столкнуться с такой проблемой, что физически не подходят друг другу. Отсюда возникают измены, которые разрушают брак...
Физически не подходят друг другу рыбы и птицы. А люди физически друг другу как раз полностью подходят, потому что так сотворил их Бог. Все разговоры, что "отсюда возникают измены", свидетельствуют только о том, что для людей, рассуждающих подобным образом, брак - это прежде всего некое законное средство удовлетворять свою похоть. Для христианских же супругов плотское общение является лишь завершением и выражением на телесном уровне гораздо более важного и глубокого для них духовного и душевного единства. При наличии подлинной любви и уважения друг ко другу супруги вполне могут отрегулировать эту сферу своей жизни, даже если в ней и наличествуют некоторые шероховатости. Добрачные же половые отношения являются тяжким грехом - блудом, который Церковь ни при каких обстоятельствах одобрить не может.
|
|